Спамеров в России будут преследовать по закону
АрхивСудите самиНесмотря на отсутствие законодательства по борьбе со спамом, организаторов многих рассылок можно привлечь к ответственности по иным статьям.
Активная борьба со спамом стала одним из главных событий минувшего года как в России, так за рубежом. Кое-где спам уже привлек внимание законодателей. Например, в США недавно вступил в силу закон, ограничивающий рекламу по электронной почте. В России борьба со спамом пока сосредоточена преимущественно в технической области - основные работы связаны с разработкой эффективных систем фильтрации нежелательной корреспонденции.
О возможности борьбы со спамерами юридическими методами говорили многие компании, в том числе участники созданной в сентябре 2003 года "Национальной коалиции против спама". Однако воз и ныне там: о каких-либо реальных успехах в этой области до сих пор ничего не слышно.
Борьба с наиболее злостными спамерами ограничилась лишь несколькими акциями вроде кампании по массовому обзвону и записи на курсы "Центра американского английского", предпринятой по инициативе "Русского Журнала" в апреле прошлого года. Позднее похожую акцию провел провайдер РОЛ совместно с холдингом "Рамблер" и при участии заместителя министра связи РФ и главного координатора программы "Электронная Россия" Андрея Короткова. Кроме шума в прессе, никакого ощутимого результата они не принесли.
Одной из главных трудностей борьбы со спамом является отсутствие и несовершенство законодательной базы, не предусматривающей ответственности за массовые рассылки. Тем не менее, это не означает, что со спамерами нельзя бороться по закону. С новыми инициативами в этой области выступил проект "АнтиСпам", реализуемый Российским комитетом Программы ЮНЕСКО "Информация для всех". Главной целью проекта является разработка поправок к действующему российскому законодательству, призванных оградить общество от негативного воздействия спама.
Однако организаторы проекта подчеркивают, что бороться со спамом по закону можно уже сейчас. В комитете отмечают, что спам, по сути, является одной из форм рекламы, причем рекламы распространяемой с нарушением действующего законодательства, в первую очередь, федерального закона "О рекламе". Согласно ему, государственный контроль в области рекламы возложен на Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Именно туда и было направлено заявление рабочей группы проекта "АнтиСпам" о нарушении закона "О рекламе" со стороны одного из самых одиозных спамеров Рунета - так называемой "Российской информационной сети". В заявлении указаны ряд признаков, по которым произошло нарушение закона, а именно: "скрытая реклама", "недостоверная реклама", "заведомо ложная реклама", "неэтичная реклама" и т.д. Кроме того, внимание МАП было обращено на факт нарушения в рекламных рассылках "РИС" ряда других законодательных актов и этических норм.
Среди других нормативных актов, по которым можно преследовать спамеров, рабочая группа проекта называет федеральные законы РФ "О связи", "О лицензировании отдельных видов деятельности", "Об информации, информатизации и защите информации". Помимо прочего, упоминается и такой документ, как "Нормы пользования Сетью" (OFISP-008), который не имеет строгого юридического статуса, но признается многими российскими провайдерами.
Нужно отметить, что проект "АнтиСпам" не одинок в своих инициативах. Еще до обращения рабочей группы проекта в МАП с жалобой на "Российскую информационную сеть", с похожей жалобой на Центр американского английского выступил ведущий сайта "Интернет и право" Антон Серго. Жалобы были поданы в МАП РФ и его территориальное управление по Москве и Московской области. На основании жалоб ведутся расследования.