Don’t Panic
АрхивСудите самиВ ноябре прошлого года наш журналист Дмитрий Коровин написал по заданию редакции статью, посвященную пиратству в России. В конце статьи Дмитрий пообещал вернуться к затронутой теме, если "всплывут новые подробности дела". За ними дело не стало. Дмитрия обвинили в клевете.
В ноябре прошлого года наш журналист Дмитрий Коровин написал по заданию редакции статью, посвященную пиратству в России. В конце статьи Дмитрий пообещал вернуться к затронутой теме, если «всплывут новые подробности дела». За ними дело не стало. Дмитрия обвинили в клевете.
Стоит, наверное, в двух словах рассказать, чему была посвящена статья Коровина. Дмитрий исследовал взаимоотношения между НАЗИП (Национальное агентство по защите интересов правообладателей), Комитетом по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палаты и группой компаний «Руссобит»1. Пытаясь спрогнозировать ситуацию с пиратством в России, Дмитрий предположил, что может случиться так, что самыми активными борцами с пиратством станут сами пираты, для которых защита интеллектуальной собственности всего лишь удобный повод для разборок с конкурентами.
Герои статьи отреагировали быстро и предсказуемо, потребовав от редакции опровержения. Поскольку никаких весомых причин для публикации опровержения нам не было предоставлено, мы, конечно, печатать ничего не стали. И даже, помнится, предположили, что следующим логичным шагов была бы подача иска против журнала «Компьютерра», что, в общем, не слишком нас пугало. Однако герои статьи решили иначе и вместо того, чтобы подать иск о защите чести и достоинства, обвинили Дмитрия Коровина в клевете.
Если прокурор не прав, смотри пункт 1
Завести уголовное дело удалось только со второй попытки. Именно этим объясняется тот факт, что уголовное дело в отношении Дмитрия Коровина по заявлениям Гордийко О.В. и Лигая А.В. было возбуждено только в июне 2003 года, аж через полгода после публикации. Дмитрий подозревался в нарушении статьи 129 ч.2 УК РФ (клевета в СМИ). Тем не менее, уже 23 июня следователь Милан Сажин вынес постановление о приостановлении уголовного дела. И тут начинается самое интересное.
На следующий день это постановление было отменено Симоновский межрайонным прокурором города Москвы Кремневым. Дело передали другому следователю, и все началось сначала.
К сожалению заявителей, новый следователь оказался столь же нечутким человеком, как и Сажин. 24 июля 2003 года замначальника СО при ОВД Донского района старший следователь Петрова Е.С. прекратила уголовное дело в отношении Дмитрия Коровина в связи с отсутствием состава преступления. В этот раз прокуратура отреагировала не так оперативно: Кремнев К.К. отменил это постановление только 8 сентября 2003 года. 3 октября 2003 года Дмитрий из подозреваемого превратился в обвиняемого. Что самое интересное, обвинение было выдвинуто все той же Петровой, которая за месяц с небольшим наверняка осознала свои ошибки в ведении дела и исправила их2.
Жалоба адвоката Дмитрия Коровина Ларисы Поляковой на действия прокурора было отклонена судом 6 октября.
Don’t Panic
Понятно, почему заявители не подали иск о защите чести и достоинства, а решили разобраться непосредственно с журналистом. Судиться с редакцией журнала долго и муторно, а тут довольно молодой парень, вдруг испугается да и уговорит своих коллег опубликовать извинения от греха подальше. И дело, можно считать, закрыто. И не было никакого дела. Ну, ошибся журналист, наврал, извинился. Случается.
Таким образом, в данном случае наша законодательная система используется не как средство установления истины (о справедливости уж я и не говорю), а как средство давления. Когда тебя обвиняют в уголовном преступлении (а иск о защите чести и достоинства гражданский, и уголовной ответственности не предполагает), приятного в этом очень мало.
Странно, что заявление подано было только против Дмитрия. Ведь статья Коровина состоит из общеизвестных фактов и, по большому счету, Димина заслуга в том, что он проанализировал разрозненные данные и выдал прогноз. Если заводить уголовные дела против всех, кто считает, что «Руссобит» был связан с пиратами, то список обвиняемых мог бы значительно расшириться. И Дмитрий бы оказался в одной компании вместе с послом США в России г-ном Вершбоу, представителями министерства печати РФ, которые приостановили 8 августа 2003 года действие лицензии ООО «Руссобит-софт» и следователями, которые возбудили еще в июле 2001 года уголовное дело по факту противоправной деятельности в ООО «Руссобит».
Кстати, и замминистра печати Владимир Григорьев, который в интервью «Российской газете» высказался в поддержку Коровина, сказав, что Дмитрий написал материал «глубоко и обстоятельно раскрывающий основные механизмы функционирования контрафактного бизнеса3». Но и без него коллектив складывается вполне интеллигентный и достойный.
P.S. Когда я писал эту заметку, один мой приятель предложил в качестве эпиграфа цитату из мультфильма «Остров сокровищ»: «Не волнуйтесь, этот страшный пират ничего не сделает Джиму. Потому что Джим каждый день делает зарядку!». Мне кажется, что это, скорее, хорошее завершение статьи. Не волнуйтесь. Или, как сказал бы г-н Вершбоу, don’t panic.
1(назад)На самом деле, фигурантов в статье было больше, но перечислять их здесь – пустая трата времени. Интересующиеся подробностями могут ознакомиться непосредственно со статьей Д. Коровина.
2(назад)На самом деле, следователям, которых упорно заставляют сделать из воды вино, можно только посочувствовать.
3(назад) http://www.rg.ru/2003/10/06/korovin.html
Другие публикации по этому вопросу можно посмотреть здесь:
http://www.gzt.ru/rubricator.gzt?rubric=proishestviia&id=37550000000006112 – Газета.ру
http://www.izvestia.ru/conflict/39230_print - Известия.ру
http://www.mn.ru/issue.php?2003-39-13 – Московские новости
http://compromat.ru/main/prismi/computerraotv.htm - ответ г-на Гордийко