Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Ученье - свет... Часть 3.

АрхивДосуг
автор : Татьяна Мерсадыкова   17.10.2002

Как бы ни старались юмористы и острословы, ничего смешнее, чем сама наша жизнь, им не выдумать. Наверное, поэтому всегда все любили рубрику "Нарочно не придумаешь" в журнале "Крокодил". Особое место в этом жанре занимают фразы из школьных сочинений.

Часть 3. "А говорит, как пишет!"

Дети любят играть в слова.
- На букву "ш" неживое. То, что я не люблю, - загадывает мне моя восьмилетняя дочь. Правильный ответ: "школа". Полностью фраза, позаимствованная для заголовка, звучит так: "Да и умер Чацкий не от своего ума, а от душевной боли". Вы догадались, это строчка из школьного сочинения. Считается, что школьников надо учить. Это делают учителя, родители, тети, дяди - все подряд. И те же все подряд ругали и ругают школьную программу. Во все времена это было таким же естественным, как недовольство властью.

В последнем лирическом отступлении Гоголь сравнивает Россию с конями. В его изображении она быстро бежит по дороге истории.

Она действительно настолько быстро бежит, что оглянуться некогда, а подумать - тем более. Хорошо, что хватает времени хотя бы повеселиться. А давайте ради смеха поменяемся местами: перестанем учить школьников и попытаемся поучиться у них. Учебник выберем себе самый веселый. Где найти такой? А вот!

Как бы ни старались юмористы и острословы, ничего смешнее, чем сама наша жизнь, им не выдумать. Наверное, поэтому всегда все любили рубрику "Нарочно не придумаешь" в журнале "Крокодил". Особое место в этом жанре занимают фразы из школьных сочинений. Из записных книжек они перекочевали в компьютерные файлы, оттуда - в ФИДО, а затем - в Интернет. Коллекции таких перлов часто встречаются на развлекательных сайтах, например, на Omen.ru. Но самую представительную подборку с подробной рубрикацией вы найдете на вполне серьезном и чрезвычайно полезном портале Грамота.ру. Почитайте, похихикайте, а потом подумайте: ответы на какие вопросы можно получить из этих веселых строчек.

Первое, что бросается в глаза: какие идеологические клише еще совсем недавно вбивали в головы детям, причем не только на уроках литературы и истории. Перед тем, как продолжать ругать нынешнюю школьную программу, почитайте:

Базаров никакой другой революционной деятельностью не занимался, кроме того что оперировал лягушек.
Чацкий является одним из последышей декабристов.
Гоголь страдал тройственностью, которая заключалась в том, что одной ногой он стоял в прошлом, другой приветствовал будущее, а между ног у него была страшная действительность.
В войне 1812 года героем был не только простой народ, но и дворяне - тоже люди.
Ленин был до ужаса простой.
Встав на путь революционной борьбы, Ниловна из бабы превращается в женщину. Ниловна всю жизнь ходила боком, а теперь ходит всей грудью.

О способах становиться женщиной российские школьники совсем еще недавно имели весьма своеобразное представление:

В отсутствие Онегина Татьяна часто ходила в его кабинет, где постепенно из девушки превращалась в женщину.
Толстой и Марью Волконскую сделал матерью, и в этом его заслуга.
Молодой разбойник Лойко и красавица-Радда предпочитают принять смерть, чем допустить обладание одного человека другим, пусть даже любимым.
Анна сошлась с Вронским совсем новым, неприемлемым для страны способом.

Привычка рассуждать за всю страну и за весь народ происходит оттуда же и выходит далеко за стены школы:

Что это за общество, у которого такое дно, члены которого опускаются так низко?! Нас вокруг окружают продукты общества "маленького человека", и мы сами тоже продукты этого общества, и очень хорошо, что пока этот продукт недоброкачественный.

Что это за явление? Недостатки мышления? Скорее наоборот - достоинства. Что писали остальные ученики в сочинениях, не увековеченных в "цитатниках"? Примерно одно и то же - то, что требовалось. Старательно и прилежно воспроизводили по памяти непонятные сочетания слов из учебника про "роль личности" и "план образа". А авторы процитированных строк пытались выразить что-то свое, для этого слова меняли местами. Вот и получались перлы.

Чтобы "выдавливать из себя раба по капле", надо понимать, что именно подлежит выдавливанию. Разглядеть это можно во многих литературных и педагогических памятниках эпохи соцреализма. Но когда слова стоят на своих местах, фразы привычно пролетают мимо сознания - ведь мы в одной школе учились с авторами перлов...

Информационный потенциал прикольных цитат, однако не сводится к одному только негативу. Ребята подсказывают нам, как надо подавать им знания, чтобы те хорошо усваивались. Например, как дети относятся к классикам? Во-первых, их самих настолько задолбали вопросом "кем ты хочешь быть", и они на полном серьезе считают, что классики сознательно выбирали свою историческую миссию:
"Мне нравится то, что с таким талантом Пушкин не побоялся стать народным поэтом.
Пушкин ещё при жизни написал стихотворение "Памятник".

Они относятся к ним, как к своим знакомым или родственникам - уважают, сочувствуют...

С Михаилом Юрьевичем Лермонтовым я познакомилась в детском саду.
Трудно быть женой гения (А.С. Пушкина), если в молодости очень красива.
В Италии Гоголь отдыхал от ревизоров.
Пушкин - один из талантливых людей своего времени. И я его ценю и уважаю как поэта и человека. Но в прошлом году наши ребята побывали в музее А. С. Пушкина. И выясняется, что наш любимый поэт; кроме своей жены Гончаровой, имел ещё 130 любовниц. Это дар и талант, в наше время практически этого сделать невозможно.
Поэты XIX века были легкоранимыми людьми: их часто убивали на дуэлях.

Это отношение автоматически переносится на героев книг:

Татьяна, простая деревенская девчонка, не могла не влюбиться в Онегина, который приехал из города.
Ольга гуляла с Ленским, но у них ничего не вышло.

Дети не только им сочувствуют - они их приближают к себе, осовременивая:

Онегин был богатый человек: по утрам он сидел в уборной, а потом ехал в цирк.
Выбросив княжну Мэри за борт в набежавшую толпу, Степан Разин стал морально устойчивым и вернул себе доверие избирателей.
Раскольников получает не "вышку", а только десять лет каторги, хотя я лично считаю, что он свое отмотал еще на воле.

Яркие образы они воспринимают цельно. Например, Медный всадник не делится на человека и коня:

Петр Первый соскочил с пьедестала и побежал за Евгением, громко цокая копытами.

В будущее дети смотрят без опаски, а их "прогнозы" восходят к лучшим образцам ясновидения:

Маяковский сказал, что всё будет "хорошо".
Такие женщины, как Соня Мармеладова - будущее страны. 
 

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.