От теории конкуренции к российской практике
АрхивБлог Юрия Домбровского, TELE2В новой записи блога председатель совета директоров TELE2 Юрий Домбровский рассказывает о мытарствах региональных операторов при выходе на новые рынки. Как добиться договоренности с "большой тройкой", которой не нужны новые конкуренты?
Как и предвидели читатели "Компьютерры", Ассоциация региональных операторов подала жалобу в Антимонопольную службу, о чём и сообщила в специально опубликованном пресс-релизе. В нём, в частности, Ассоциация писала:
"...Региональные операторы мобильной связи регулярно сталкиваются с отказами, либо дискриминационными условиями присоединения к сетям ОАО "ВымпелКом"...
Широкое распространение получила практика, когда приходящие на региональные рынки новые операторы связи получают со стороны ОАО "ВымпелКом" отказ в присоединении, либо заградительно-дорогие условия присоединения...
В... регионах, о которых идет речь, ОАО "ВымпелКом" занимает значительную долю местного рынка. В этой связи отказы в присоединении, фактическое бездействие, предоставление заведомо неудобных и необоснованных с технической точки зрения точек присоединения в отношении региональных операторов связи являются дискриминацией данных операторов по сравнению с операторами "большой тройки"...
Другим методом незаконной конкурентной борьбы, используемым ОАО "ВымпелКом", является установление высоких абонентских тарифов для звонков с сети ОАО "ВымпелКом" на сети нового оператора. В целом, в данных действиях ОАО "ВымпелКом" Ассоциация усматривает злоупотребление доминирующим положением на рынке, дискриминацию новых операторов связи, создание препятствий для расширения абонентской базы сотовой связи в регионах..."
Позже в газете "Ведомости" (статья "Билайн" не соединяет", 1.09.2009) был опубликован комментарий Антона Богатова, эксперта в области телекоммуникационного права:
"...Закон обязывает присоединять к своей сети только существенных операторов – тех, кто обслуживает не менее 25% номеров или трафика в регионе, говорит юридический советник крупной телекоммуникационной компании Антон Богатов. "ВымпелКом" не входит в перечень существенных операторов, поэтому с точки зрения гражданского права его действия правомерны, хотя необоснованный отказ в присоединении оператора, работающего на том же рынке, – классический пример недобросовестной конкуренции, считает Богатов".
А вот образец народной мудрости, которую я нашел на сайте NAG.ru (13.09.2009, 16:04)
"Читай – "ВымпелКом" зажимает Теле2 в новых регионах методами на грани законных", то есть отказывает в присоединении сетей (или выставляет запредельные условия). Странно, что Теле2 только сейчас начинает выметать сор из-под ковра. Либо ВымпелКом все-таки где-то прокололся, либо у Теле2 исчерпались другие методы решения проблемы и он пошел ва-банк."
Очень прав прозорливый автор!
Что будет дальше?! Ассоциация уже обратилась в Минкомсвязи с предложением ввести обязательность присоединения крупных телекоммуникационных сетей в закон "О связи". Тут речь идет не столько о справедливой конкуренции, сколько об устойчивости, надёжности, скорости работы сетей общего пользования. Причем, по мере перехода к сетям нового поколения, важность связности, топологического многообразия, многовариантности прохождения трафика возрастает. Через соединение сетей идет не только голос, но и интернет-трафик, и доля его с каждым днем возрастает! Прямые стыки увеличивают скорость, делают возможными новые сервисы.
Читатели "Компьютерры" проявили недюжинную эрудицию при обсуждении предыдущего поста. А потому, следуя уже ставшей традиционной логике – новый вопрос:
7 марта 2002 г. Европарламент и Совет Европы приняли директиву "О доступе и присоединении к электронным сетям связи" (Directive 2002/19/EC on access to, and interconnection of, electronic communication networks).
Вот выдержки: "Операторы сети общего пользования имеют право и обязательство договариваться о соединении друг с другом с целью обеспечения интероперабельности (interoperability) услуг для общества. Операторы обязаны предоставлять доступ и присоединение другим компаниям на условиях, соответствующих устанавливаемым национальными регуляторами в соответствии со статьей 5".
И далее: "Статья 5. Национальный регулятор должен, в соответствии с настоящей Директивой, обеспечить адекватный доступ, присоединение и интероперабельность в целях максимальной оперативности, устойчивой конкуренции и для обеспечения максимальных выгод для конечных пользователей".
Читая эту директиву, не переведенную пока на русский, я невольно вспомнил советские времена, когда в самиздате ходила Европейская декларация прав человека!
Так вот, теперь вопросы:
- Что заставило членов Европейского парламента принимать директиву по столь специальному, почти техническому вопросу?
- Как перевести на русский язык interoperability, чтобы Word не подчеркивал красным цветом?