День рождения кризиса. Немного статистики и прогнозов
АрхивБлог Валерии Чернецовой, SuperJob.ruВалерия Чернецова, ведущий аналитик портала SuperJob.ru, рассказывает о том, что происходило на рынке труда в последний год. Увольнения и сокращения ещё будут, но всё уже не так плохо.
Вот уже год, как мы живем в непростых условиях. У кого-то за это время значительно уменьшился уровень дохода, кто-то вообще потерял работу, ну а кто-то мало ощутил на себе экономические катаклизмы (да, есть и такие люди).
"Белые воротнички", с которых, по большому счету, кризис и начался, сейчас находятся не в таком уж плачевном положении. Особенно в двух столицах и в крупных городах с развитой структурой рынка труда. Наиболее напряженной выглядит ситуация на региональных рынках, где занятость населения в основном обеспечивает относительно небольшое число крупнейших предприятий. И на "любимый" сегодняшний вопрос СМИ "будет ли вторая волна сокращений?" можно сказать, что сокращения, конечно, будут, но их интенсивность будет намного меньше, чем год назад. Увольнения главным образом коснутся уже затронутых кризисом работников. Это сотрудники, которые уже длительное время работают в режиме неполной рабочей недели, находятся в частично оплачиваемых или неоплачиваемых отпусках.
Кратко резюмируя ситуацию рынке труда за последние полгода, можно отметить следующие моменты:
падение зарплат на рынке, происходившее вплоть до конца первого квартала 2009 года, остановилось, а в течение конца весны и лета наблюдался небольшой рост зарплатных предложений от работодателей;
увеличение разрыва между средним уровнем московских и региональных зарплат. Если до кризиса разрыв Москвы с регионами составлял в среднем 40-45%, то сейчас – 45-50%.
непрерывный в течение полугода рост числа вакансий на рынке на уровне 10% в месяц.
Интересной особенностью нынешнего лета являлась разнонаправленная динамика активности работодателей и соискателей. Обычный сезонный фактор, когда летом активность рынка замирает примерно на 15%, в этом году деформировался. Число вакансий росло всё лето, а вот соискатели традиционно активность поиска работы снизили уже в апреле.
Бытует мнение, что сайты по трудоустройству – это сайты для безработных. Однако это не так. До кризиса процент тех, кто не имел постоянной работы и занимался её поиском через job-порталы, варьировался в диапазоне 20-25% в зависимости от времени года. В кризисное время соотношение между количеством безработных и работающих соискателей изменилось. Не имеющих работы соискателей на job-порталах сейчас порядка 48-55% в зависимости от отрасли.
Так, например, для Москвы безработных соискателей, ищущих работу в сфере IT, на начало сентября было 52% от общего количества московских IT-специалистов, зарегистрированных на SuperJob.ru. Среди московских юристов безработных оказалось 47% (здесь уместно вспомнить о кошмарном переизбытке таких специалистов на рынке труда в последние годы :)).
В сфере маркетинга, рекламы и PR – 56%, в строительстве и проектировании – 47%, в банковской сфере – 55%.
В кризис явно обозначилась проблема отсутствия адекватных прогнозов развития ситуации и изменений в экономике - многочисленные эксперты и аналитики ничего не могут сделать. Более того, даже в правительственных прогнозных показателях отсутствует единая точка зрения.
К тому же, когда используемые модели прогнозирования начинают выдавать искажённые данные, происходит пересмотр прогнозов. Чаще – в сторону ухудшения.
А поскольку прогнозирование кадровой ситуации на рынке напрямую завязано на экономические прогнозы, то достоверность гипотетических алгоритмов развития рынка труда плывёт. (Кстати, отличный материал о тенденциях и прогнозе динамики российской экономики "Укусит ли змея свой хвост?" опубликован во втором номере журнала "Однако").
Сейчас любой приличный материал, касающийся рынка труда, как правило, содержит данные и точку зрения не только официальных источников (ФСЗ, Росстата, Минэкономразвития и пр.), но и информацию коммерческих структур, профессионально занимающихся рекрутинговыми услугами (job-ресурсы, кадровые агентства и т.п.).
В последнее время участилось цитирование данных и негативных прогнозов от профсоюзных организаций о массовых сокращениях. И часто случается, что все данные и прогнозы из разных источников порой не вполне состыкуются друг с другом. Но это объяснимо, поскольку аудитория безработных, которую "меряют" разные службы и структуры – тоже разная. Отмечу, что пересечение аудиторий служб занятости и соискателей с job-ресурсов даже в кризис не превышает 30%.
Немного статистики
Приводимый график показывает ежемесячную динамику коэффициента соотношения активности предложения и спроса с начала 2008 по сентябрь 2009 года и представляет собой отношение числа опубликованных на портале SuperJob.ru за месяц резюме к числу опубликованных за этот же период вакансий.
Очень стабильная ситуация на рынке отмечалась вплоть до сентября 2008 года, когда резюме за месяц публиковалось в 3-4 раза больше, чем вакансий. Стремительный рост коэффициента в конце 2008 года происходил на фоне обрушения базы вакансий к концу года почти в три раза и огромного притока новых резюме на сайт.
Набольшая напряженность, как мы видим, была зафиксирована в конце первого квартала 2009 года, когда за месяц резюме было опубликовано в 24 раза больше, чем вакансий. Небольшое оживление в экономике сказалось на последующем снижении коэффициента.
Сейчас, несмотря на рост спроса рынка (вакансии), но опережающий рост предложения (резюме), коэффициент активности опять растет и находится на уровне мая 2009 года. Опять же сезонный фактор. К поиску работы вернулись в основном те, кто бросил её искать в конце весны и "устроил" себе длительный отпуск.
Коэффициент соотношения активности предложения и спроса
Судя по данным августовского мониторинга SuperJob.ru сокращений персонала в российских компаниях и массовых увольнений не ожидается.
Большинство же отечественных предприятий и организаций (63%) не сокращает штат и не собирается этого делать в ближайшее время. По сравнению с июлем этого года число таких компаний выросло на 4%. В некоторых из них оптимизация недавно произошла, другим нет нужды вносить изменения в рабочий состав, поскольку экономический кризис им только на руку: "Развиваемся, и вам того же желаем!"; "Кризис помог нам очень хорошо "раскрутиться"; "Услуги компании в настоящий момент очень востребованы. Именно по причине кризиса".
Будем надеяться, что наш коэффициент соотношения активности предложения и спроса больше не достигнет уровня конца первого квартала 2009 года!