Властелины карт
АрхивБлог Александра Трухачева, MIO TechnologyГосударственное регулирование добралось до навигационной деятельности. В новой записи блога Александр Трухачев рассуждает, как оно могло бы помочь развитию навигации в России, и чем скорее всего станет в действительности.
Ну вот и дожили. Государство решило порегулировать ещё одну сферу нашей деятельности. Если кто не знает, в феврале наш президент подписал закон N 22-ФЗ "О навигационной деятельности".
В общем, в этом законе нет ничего особенного, он просто "устанавливает правовые основы осуществления навигационной деятельности и направлен на создание условий для удовлетворения потребностей в средствах навигации и услугах в сфере навигационной деятельности". Давно пора, особенно учитывая, что GLONASS уже почти заработал, и конечные устройства уже почти доступны. Однако в узких кругах вызвала бурное обсуждение статья 7 этого закона, а именно пункт 4. Он гласит: "Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в сфере навигационной деятельности. Правительство Российской Федерации создает при необходимости федерального сетевого оператора в целях обеспечения единства технологического управления в сфере навигационной деятельности и оказания услуг в указанной сфере для федеральных, государственных и иных нужд, определяет его задачи и функции".
И вот тут возникают вопросы – чем конкретно будет заниматься этот оператор (по некоторым данным - уже созданный )? Будет ли он, скажем, сертифицировать продукцию (железки, ПО, карты) для "обеспечения этого самого технологического управления". Или будет брать деньги с производителей навигационного оборудования GLONASS?
Практически в то же самое время Роскартография (Федеральное агентство по геодезии и картографии) утвердила в Минэкономразвития приказ N 467 "Об утверждении требований к составу, структуре, порядку ведения и использования единой электронной картографической основы федерального, регионального и муниципального назначения".
Этот приказ устанавливает требования к единой электронной картографической основе, то есть речь идет об электронных топографических картах России. Это, несомненно, хороший знак. До сих пор у нас даже такой очевидной вещи, как единые карты, не было. Но если говорить о пользовательской и коммерческой навигации, о согласованной работе муниципальных и экстренных служб или силовых ведомств, то им единая картографическая основа никак не поможет, так как она не содержит графа дорог. А ведь именно граф дорог – самое ценное и дорогое в картографии. Граф дорог содержит сведения о полосности, покрытии, знаках, развязках и прочих дорожных объектах. Именно наличие графа дорог позволяет навигационному ПО прокладывать маршрут. И именно отсутствие этой информации – основной тормоз в развитии навигации.
Информация о знаках и дорогах (предположительно) есть у ГИБДД, но ее нет у МЧС. От региона к региону, и даже от города к городу разнятся не то что масштабы и детальность таких данных, но даже их формат. И вот если бы федеральный оператор навигации, используя единую электронную картографическую основу, собрал бы и унифицировал данные с мест, а затем передал бы её сертифицированным GLONASS-производителям – тогда, наконец, появились бы карты России, и навигация стала бы не экзотикой, а реальным инструментом. И тогда было бы реально выгодно использовать GLONASS а не GPS.
Боюсь, правда, что вновь создаваемый орган возьмется не за это, а за вставление палок в колеса рынку, прикрываясь вопросами безопасности и управляемости.