Серый-серый импорт
АрхивБлог Александра Трухачева, MIO TechnologyНаверное, все слышали поговорку о бесплатном сыре, но что, если нужную вещь отдают значительно дешевле, обещая сохранение всех потребительских свойств? Об этом размышляет Александр Трухачев (Mio) в своем блоге на Computerra.ru.
Здравствуйте, дорогие друзья.
Сегодня разговор пойдет о теме, с которой многие из вас сталкивались, даже сами того не подозревая. А именно – о так называемом "сером" импорте. Термин этот, если кто не знает, означает поставку продукции определенной марки, особенно в товарных количествах, минуя официальные каналы. Это могут быть и компьютеры, и автомобили, и телефоны, и многое другое. Причин, которые толкают предпринимателей на подобный бизнес, может быть много. Это и разница в цене на один и тот же товар на рынках разных стран, и сбытовая политика производителей, зачастую предлагающих разные модели для разных рынков, и дефицит товара, вызванный плохим планированием, ограниченными производственными мощностями или логистическими трудностями вендора или нерасторопностью дистрибуторов.
Понятно, что для неизвестной продукции неизвестного производителя "серого" импорта быть не может – ее и "в белую" не продашь. А вот для лидеров рынка проблема неавторизованных поставок встает в самый что ни на есть полный рост. Вспомним, например, Apple c ее iPhone'ом. Сколько десятков тысяч штук было продано в нашей стране, в то время как официально iPhone сюда не поставлялся... Или, например, Porsche Cayenne, который при доставке из США даже после уплаты всех таможенных платежей обходился покупателям чуть ли не в два раза дешевле официально поставленного.
Примеров много. И разные компании борются с этой проблемой по-разному. Кто-то договаривается с таможней и конфискует товар на границе, кто-то оптимизирует цепочку поставок и наказывает зарубежных партнеров, нарушающих территориальность продаж.
Но чем грозит именно конечному покупателю покупка "серого" товара, и как его определить – этим вопросом я и хотел бы задаться.
Во-первых, "серый" товар, хотя выглядеть он может и как официальный, скорее всего не предназначен для работы у нас. В случае с машинами – это разные настройки шасси, отопителей, оптики и прочего. Для ноутбуков – это отсутствие локализации ПО и иногда странный его набор. Для навигаторов – неоригинальное ПО и не самые свежие карты.
Во-вторых – это отсутствие официальной гарантии и поддержки. Конечно, некоторые производители дают любому из своих продуктов мировую гарантию с возможностью получить надлежащий сервис в любой точке планеты, но таких, увы, меньшинство.
В-третьих – и это, скорее, не проблема, а преимущество – цена на "серый" товар часто ниже, чем на официальный.
Человек, понимающий эти нюансы, сможет, взвесив все "за" и "против", сделать правильный выбор. Например, прикинуть вероятность поломки американского ноутбука (а она скорее всего равна вероятности поломки схожего ноутбука той же марки тут) по доступной в сети статистике и оценить, стоит ли экономить энное количество денег при отсутствии фирменной гарантии. Или покопавшись на форумах, понять, как прошивать арабский навигатор, и где найти русский софт под него.
А вот если покупатель не в курсе, что он покупает, и какое оно может быть – тут могут случиться проблемы. На кнопке "Пуск" может быть написано в хорошем случае "Start", а в плохом – нарисован иероглиф. В машине может не быть печки, зато окажется усилен кондиционер. А в навигаторе может быть прошита карта Монголии.
К чему я это все? А к тому, что при покупке дорогих или не очень высокотехнологичных вещей не теряйте бдительность. Если вы не уверены, что сможете правильно настроить и использовать "серый" товар – лучше поищите "белый". А если не можете определить происхождение – смотрите внимательно на все – на комплект поставки, наличие и вид гарантийного талона, русского мануала и прочее. Чтобы не постигло вас разочарование.
Этот пост – не попытка переложить свои проблемы на потребителей. Это, скорее, предупреждение. В условиях, когда продажи падают во всех странах, будет находиться все больше торговцев, готовых продать товар дешевле, лишь бы выкинуть его со стагнирующего рынка своей страны. И "серого" товара будет становиться все больше. Ведь в России всё пока не так уж и плохо.
Держите ухо востро, а я надеюсь, что локальные офисы мировых производителей смогут победить хитрых торгашей.