Профсоюз разработчиков софта
АрхивБлог Натальи Касперской, InfoWatchРоссийские производители программного обеспечения объединились в ассоциацию, чтобы добиться поддержки государства и снижения налогов. В новой записи блога Наталья Касперская рассказывает, чем этот союз отличается от всех предыдущих.
Я часто задумываюсь о том, что именно нужно сделать для того, чтобы российские производители программного обеспечения могли успешно конкурировать с западными на отечественном и международном рынках. Один из возможных вариантов, который не стопроцентно, но может помочь – это объединиться. К сожалению, почему-то до сих пор до конкретных шагов в этом направлении дело не доходило. Вернее, для решения проблемы конкурентоспособности отечественного производителя отдельными компаниями предпринимались шаги сугубо самостоятельные. Возможно, поэтому отечественные софтверные компании, по-настоящему успешные в России и за рубежом, можно пересчитать по пальцам.
В сторону замечу, что в России уже есть несколько компьютерных ассоциаций, например, АПКиТ и "Руссофт". Однако они не отвечают задачам именно разработчиков. АПКиТ объединяет вообще любые компании, имеющие хоть какое-то отношение к компьютерам – общих интересов у таких компаний мало, разве что разработка стандартов на новые ИТ-специальности. Что касается "Руссофта" – ассоциации разработчиков заказного ПО – у неё задачи сводятся к защите экспортёров–разработчиков. Мне никогда не нравилось заказное программирование, поскольку весь результат интеллектуального труда достается не нашим компаниям, а чужому дяде.
И вот наконец-то – свершилось! Этой осенью российские компании-производители тиражного ПО объединились в новую ассоциацию АРПП, для того, чтобы продвигать интересы нашей софтверной индустрии на государственном уровне. Создание ассоциации вызвало много вопросов у журналистов и специалистов, поэтому я решила посвятить сегодняшнюю колонку этой теме.
Зачем же InfoWatch и "Лаборатории" понадобилось членство в организации? Сегодня, к сожалению, в России фактически отсутствует понятие честной конкуренции, часто проводятся тендеры с заранее известным результатом, а крупные международные игроки, вытесняя отечественных производителей, отдают свои разработки бесплатно, чтобы захватить рынок. Кроме того, есть проблемы с высокими налогами и т.п. А поскольку российский рынок у наших разработчиков – зачастую единственный, то бороться с иностранным вторжением становится всё сложнее. Выходит, как ни крути, а нужна российским ИТ-компаниям поддержка государства.
В двух словах расскажу об основных задачах, которые сподвигли российских разработчиков тиражного ПО к объединению. Разработка программных продуктов является высокорискованным бизнесом, поскольку (в отличие от заказной разработки) до момента выпуска программного продукта в свет компания-разработчик не может быть уверена, что разрабатываемый ею продукт будет востребован рынком и вообще будет продаваться. Специфика бизнеса такова: низкие активы, высокая доля расходов на персонал (собственно, все, что есть у софтверной компании – это интеллектуальная собственность да люди). В этой связи объединившиеся компании разработали несколько предложений государству по повышению конкурентноспобности отрасли, что, как мы верим, должно привести к увеличению числа успешных компаний и повышению статуса страны как ИТ-державы.
Не буду перечислять эти предложения, чтобы не утомлять читателя. Главным образом, они касаются снижения налогов на персонал (люди – это наше самое дорогое, в прямом смысле слова), изменению экспортного законодательства, определённых преференциях для российских компаний внутри страны. Странно, кстати, что во многих отраслях государство применяет подобные протекционистские меры, а в самой высокотехнологичной и трудоёмкой отрасли – нет. Мне и другим компаниям-участникам это кажется несправедливым.
Позволит ли появление новой Ассоциации переломить имеющуюся ситуацию и реально помочь отрасли? Критики говорят, что в России не нужна ещё одна ассоциация – толку не будет. Будет ли толк или нет, зависит от энергии и вменяемости её участников. Пока всё развивается очень бурно, а будет ли толк – покажет время.