Кризис делу не помеха
АрхивБлог Натальи Касперской, InfoWatchНаталья Касперская, генеральный директор компании InfoWatch, вернулась на "КТ-Онлайн". Кризис ещё не закончился, но продажи антивирусов растут. На чем же экономят компании, урезавшие ИТ-бюджеты?
На дворе май. Вот уже более полугода мы живем в условиях кризиса. Как этот кризис повлиял на рынок информационной безопасности (ИБ) и повлиял ли вообще? Сейчас мы уже можем подводить кое-какие итоги.
Начнем с информационной безопасности в сегменте крупных предприятий. Ранее это был основной источник доходов ИБ-вендоров в нашей стране. Поскольку крупные предприятия в целом дружно снижали бюджеты, то это прямо отразилось и на ИТ-бюджетах. Хотя, должна сказать, что на информационной безопасности всё же это снижение отразилось меньше, чем на ИТ в целом – все-таки безопасность – важная функция. И даже в условиях кризиса предприятия вынуждены поддерживать (читай – тратиться на) безопасность своих информационных ресурсов. При этом не следует забывать о том, что в условиях финансового кризиса при появлении на рынке каких-либо новых продуктов и решений, эти новинки "отнимают" продажи у других, так как бюджеты не растут, а лишь перераспределяются.
Однако при продвижении продуктов InfoWatch (системы борьбы с утечками конфиденциальной информации на крупных предприятиях) мы заметили сразу две тенденции. С одной стороны, усиливается борьба с утечками, поскольку репутация в кризисных условиях значит даже больше, чем значила ранее. Поэтому у нас наблюдается рост заказов. С другой стороны, хоть и заказывают предприятия больше, но платят хуже. Сроки платежей растягиваются, как резина. Это увеличивает непредсказуемость и, в свою очередь, вызывает сложность с прогнозированием у нас и, как следствие, сокращение расходов. Ровно так и закручивается спираль кризиса. Впрочем, это тема для другой статьи.
Вернемся к ИБ и перейдем к сегменту домашних пользователей и малого бизнеса. На опыте "Лаборатории Касперского" мы не замечаем спада покупательской активности. Антивирусы как покупали, так и продолжают покупать. "Лаборатория" прошла пик снижения спроса в ноябре прошлого года. С тех пор продажи медленно, но неуклонно растут. Я могу объяснить этот феномен только тем, что цена продуктов относительно невысока, а вирусная угроза меньше не становится. Может быть, сработала и образовательная деятельность, которую производители антивирусов вели многие годы. Пользователи опасаются потерять средства или данные, которые они хранят на своих компьютерах. А поскольку отказываться от Интернета в ближайшей перспективе никто не собирается, то приходится покупать софт для информационной защиты. Другими словами, в кризис люди отказываются от многого, но не от безопасности.
Что же касается среднего бизнеса, то можно было бы ожидать, что объём продаж в этом сегменте снизится в соответствии с общим трендом на снижение ИТ-бюджетов. Однако на реальных продажах "Лаборатории" это не сказывается. Мы по-прежнему наблюдаем значительный рост в этом сегменте. Возможно, такой феномен объясняется тем, что компании все-таки ценят безопасность своих ИТ-активов больше, чем возможность сэкономить. И экономят на чем-то другом.
Например, на кадрах. Диктат кадров на этом рынке наконец кончился. Если раньше любой студент мог диктовать условия работодателю, то теперь соискателей стало заметно больше и предпочтения по зарплатам у них гораздо более реалистичные, чем ранее. Я думаю, это – позитивная тенденция для работодателя, поскольку рост зарплат в ИТ в последние годы стал реальным тормозом развития отрасли.
Чего ожидать в будущем?
Крупные предприятия
Мне кажется, что сейчас в секторе крупных компаний наблюдается определенная стабилизация. Период паники прошел, предприятия уже адаптировались к кризису, а именно крупным компаниям свойственно планирование на много месяцев вперед. После ситуации, когда урезались абсолютно все расходы, те предприятия, которые пережили зиму, готовятся существовать в новых условиях. А это значит, что им придется планировать расходы, в том числе и на информационную безопасность. Конечно, нельзя исключить дальнейшее снижение рынка, но, по крайней мере, есть надежда, что бюджеты станут более предсказуемыми.
Средний и мелкий бизнес
Этот сегмент более гибок, а, следовательно, менее предсказуем. Я полагаю, что поведение этого сегмента будет сильно зависеть от экономической ситуации. Если ситуация в экономике будет развиваться по негативному сценарию, то неизбежно снижение спроса, а следовательно и объёмов рынка. Если же экономика (как предполагают некоторые аналитики) начнёт восхождение, то этот сегмент оживёт гораздо быстрее, чем Enterprise.
Домашние пользователи
Тренд на бесплатные антивирусы. Вполне возможно, что включение антивируса в операционную систему Windows 7.0 обеспечит достаточную, конечно, с точки зрения пользователя, а не профессионалов в области ИБ, безопасность, чтобы не покупать продукт.