Либерализм в галактических масштабах
АрхивPCПоклонники походовых стратегий наверняка знакомы с серией Galactic Civilizations. В середине 1990-х это была самая знаменитая игра для OS/2, и многие игроки ставили эту операционную систему только ради "Галактических цивилизаций", хотя из-за куда большей популярности DOS самой знаменитой космической стратегией галактического масштаба стал Master of Orion. Не будем пересказывать историю Galactic Civilizations целиком - она подробно изложена на сайте игры. Скажем лишь, что из-за проигрыша OS/2 операционным системам Microsoft игра перестала развиваться, а ее создатели из компании Stardock Interactive переключились на создание тем рабочего стола для Windows. Да, да, WindowsBlinds и Object Desktop - их рук дело.
Но, видимо, в глубине души в Stardock мечтали о возвращении к играм, и в 2003 году версия Galactic Civilizations для Windows увидела свет - почти одновременно с Master of Orion 3. Само собой, детище Stardock никто не считал за серьезного конкурента MoO 3. Но вышло все иначе. Master of Orion 3 оказался переусложненной игрой, играть в которую смогли только самые преданные и настойчивые поклонники. А куда более простые Galactic Civilizations получили хорошие отзывы в прессе и неплохие продажи.
В феврале нынешнего года увидела свет игра Galactic Civilizations II - теперь уже настоящий флагман жанра. Ее игровые достоинства - тема для отдельного большого материала. Здесь же остановимся на отказе разработчиков использовать любые средства защиты от копирования. О том, что игра не использует никакой защиты компакт-дисков, было известно заранее. О том, что игра после установки будет идти и без диска, крупными буквами написано на сайте игры. Интересней другое. В процессе установки игра спрашивает серийный номер, но - внимание, - даже эта процедура опциональна! Без ввода номера можно играть без всяких ограничений. Проблемы возникнут лишь при установке патчей и дополнений, а также при доступе к онлайновому сервису Metaverse, где хранятся таблицы рекордов и вспомогательные материалы.
Учитывая, что во многих других играх и шагу не ступишь без многоэтапной проверки подлинности, подход Stardock выглядит чрезвычайно либеральным. В ответ на критику борцов с пиратами в компании отвечают, что пиратства не поощряют, но превыше всего ставят интересы игроков. И это очень приятно. Жаль только, что русская версия наверняка будет оснащена защитой. Ведь, если в США и Европе игру издает сама Stardock, то в России это будет делать местный издатель, который может и не разделять либерализма разработчиков. С другой стороны, локализованная версия первой Galactic Civilizations была снабжена защитой, которая снималась первым же официальным (sic!) патчем. А без него игра вообще не работала на многих компьютерах.