Архивы: по дате | по разделам | по авторам

MMORPG vs. Эскапизм?

АрхивMMORPG
автор : Юрий Ильин   10.10.2006

Эскапизм - социальное явление, заключающееся в стремлении индивида или части социальной группы уйти от реальной действительности...

Эскапизм - социальное явление, заключающееся в стремлении индивида или части социальной группы уйти от реальной действительности общепринятых стандартов и норм общественной жизни в мир социальных иллюзий или в сферу псевдодеятельности.

Так говорят словари.

Многопользовательские онлайновые игры многим представляются сугубым средством эксплуатации эскапизма. Причём не только эксплуатации, но и его пропаганды. Естественно, в собственных коммерческих целях.

Однако более внимательный взгляд на эту тему заставляет задаваться вопросом: а куда, собственно, направлен "вектор эскапизма"? И вообще, существует ли он - именно как вектор, отрезок прямой с единственым заданным направлением?

Чтобы не мудрствовать лукаво, приведу несколько фактов, по отдельности всем известных - и ничего особо не говорящих, зато в сумме дающих весьма любопытную картину:

  • MMO "Second Life" обеспечивает, казалось бы полную свободу действий, вплоть до создания любых скриптов, позволяющих крутить игровую реальность и так и эдак, - но в целом отсылки к "первой" жизни повсюду: начиная от покроя одежды, и заканчивая обликом окрестностей, ничего особо "инопланетянистого" или "фэнтезийного" не демонстрирующим.
  • Как и Second Life, так и более научно-фантастическая Project Entropia экономически связаны с реальным миром напрямую: реальные деньги можно обменять на игровую валюту, а игровую валюту, во всяком случае, в PE, можно обменять обратно на доллары или другие денежные единицы.
  • Самая популярная пока что в мире MMORPG кишит отсылками к поп-культуре разной степени нахальности. Обнаружение оных доставляет немало веселья, - разумеется, только тем, кто в курсе. Ну а тем, кто не в курсе, остаётся только вынырнуть из любимой игры и попытаться ознакомиться...
  • Уже имели место случаи использования MMORPG для политической пропаганды, - один из самых, возможно, недавних, - это внутриигровая демонстрация в поддержку украинских "оранжевых" в выборный период в 2005 году, замеченная на одном из серверов Ragnarok Online.

Последний факт вызывает ряд вопросов. Не является ли MMORPG действительно новой формой социального взаимодействия и полигоном для испытаний новых средств распространения информации (благо темпы роста популярности онлайновых массовых игр говорят сами за себя).

В любом случае, приходится констатировать, что MMORPG по своей сути не представляют среды, оппозиционной в эскапистском смысле, "обычной реальности", - сейчас они всё больше обращаются в некое дополнительное средство социализации, - а точнее будет сказать, неким новым (и очень своеобразным хотя бы по своей извилистости) путём к её обретению...

Правда, порог в конце высок, перешагнуть через него сможет, вероятно, не всякий: душа виртуальной компании в обычной жизни может так и оставаться глубоким интровертом с агорафобскими наклонностями.

Как бы то ни было, предлагаем всем обсудить тему "MMORPG как новая социальная среда" на форуме, а заинтересованным и имеющим игровые аккаунты в MMORPG - попробовать принять участие в паре экспериментов, о сути которых чуть позже.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.