Электропианино: Rhodes, Wurlitzer, Yamaha CP-70/80 и другие
АрхивNota BeneПостинг Юрия Ильина в блоге "Компьютерры-Онлайн".
Этот класс инструментов был практически выбит с рынка лавинообразным нашествием цифровых синтезаторов с предустановленными банками тембров - в любой самоиграйке с поддержкой набора тембров General MIDI встречаются несколько "имитаций" звука электрических пианино (или электропиано), в то время как оригинальные инструменты хранятся за семью замками на элитных студиях или у бережливых клавишников, коим нужно именно вот этот вот звук, а не имитация оного, сколь угодно качественная.
Что интересно: электропианино по своей сути и своему устройству - ближайшие родственники электрогитар. Вне зависимости от того, что именно звучит - струны, как у Yamaha CP-70/80, металлические камертоны как у Fender Rhodes (1965) или металлические трубки, как у Wurlitzer (1955-1982), везде присутствуют звукосниматели, не отличающиеся принципиально от гитарных. Оттуда и этот тёплый, хотя и отдающий в металл, звук, присущий всем этим инструментам.
Подробнее об истории и устройстве Wurlitzer и Rhodes прекрасно написано в журнале "Звукорежиссёр" (про Wurlie - здесь, а здесь - про Rhodes), поэтому останавливаться на их описаниях не будем.
Что же касается звука, то вот, например, как Wurlitzer звучал у Ричарда Карпентера:
Wurlitzer и Rhodes, безусловно, самые знаменитые - но далеко не единственные производители инструментов такого рода. Например, довольно широкой известностью пользовались "электроклавесин" фирмы Hohner - Clavinet (1971-1985). Да, это и в самом деле был клавесин, в том смысле, что звук извлекался щипком, а не ударом по звучащей пластине (колебания которой, опять же, считывались пьезодатчиком). NB: Clavinet использовали Pink Floyd на записи Shine On You Crazy Diamond; кроме того, этот инструмент очень любят исполнители фанка и регги.
Наконец, нельзя не упомянуть Yamaha CP-60, CP-70 и СP-80 (1970 и 1980 годы), которые представляли собой довольно странные гибриды, сочетавшие блок звукоусиления и сильно уменьшённую раму акустического фортепиано.
Что интересно, рама со струнами паковалась в один чехол, клавиатура и стояк - в другой, отдельно друг от друга. Некогда Yamaha пыталась выдавать это за переносной инструмент, но весил он 313 фунтов (около 142 кг), так что его, гм, транспортабельность - вопрос тот ещё.
Впрочем, учитывая, какое количество немидированного барахлаклавишных инструментов возили с собой музыканты до того, как на свет появился формат MIDI и многозарядные синтезаторы с кучей пресетов, удивляться нечему.
Кстати, о синтезаторах: Rhodes и Wurlitzer сверзил с трона тот самый Yamaha DX-7 (особенно его более поздняя стерефоническая версия - DX-7 II).
Но в последние годы в профессиональной среде наметился мощный спрос на ретроинструменты, и даже высококачественные сэмплерные симулякры типа Native Instruments Elektrik Piano устраивают не всех.
Поэтому фирма Rhodes в прошлом году наладила выпуск нового электропианино - Rhodes Mark 7. Собирается оно, кстати, целиком в США, а поставку компонентов осуществляют всё те же производители, с которыми Fender Rhodes работали в прошлом. Хорошие вещи иногда тоже возвращаются.