Мастеринг, "воздух" и Ozone
АрхивNota BeneПостинг Карпова Михаила в блоге о выразительных музыкальных средствах.
Мастеринг звуковой записи - дело сложное и моему разуму, увы, почти не поддающееся. А он нужен. Наловчиться сводить многотрековый проект в каком-нибудь Logic Pro особого труда не представляет. Только вот результат этого процесса, увы, конечным считать нельзя. Всё вроде бы и по частотке разложено, и инструменты звучат с нужным позиционированием и не заглушая друг друга... Ан нет, не хватает чего-то. Не хватает как раз его - товарища мастеринга.
Когда звукорежиссёр отдаёт на руки молодому коллективу демо-запись, он, обычно, конечно же максимайзит её. Собственно, на этом процесс и заканчивается. Максимайзинг - это, грубо говоря, приведение смикшированного трека к максимально громкому звучанию. Достигается это обычно использованием компрессора (громкий звук - тише, тихий громче) и лимитера (убирает пики).
Этого, конечно, мало. Максимизированный проект звучит уже намного лучше, но с ним придётся проделать кучу других процедур, чтобы достигнуть действительно того самого звучания, которого вы хотели. Профессиональный мастеринг на нормальном оборудовании (конечно же, "железо" лучше, чем программные аналоги) стоит очень и очень недёшево, а выпускать, скажем, альбом (как в моём случае) с тухлым и унылым звуком совсем не хочется. Притом, что сами вы ничего в мастеринге вообще не смыслите.
Для меня настоящей панацеей, лучом света в тёмном царстве, стал плагин Izotope Ozone 3. Что это такое? Он включает в себя 6 процедур, необходимых для доведения до ума сведённой записи и, что самое главное - кучу уже готовых настроек, заточенных под конкретные нужды. Естественно, кое-что покрутить своими ручками всё же придётся, но не так много. Поверьте, результат в любом случае, при выборе правильного пресета, на несколько голов превзойдёт то, что было без Ozone.
В состав Izotope Ozone входят шесть основных инструментов: Paragrphic Equalizer, Mastering Reverb, Loudness Maximizer, Multiband Harmonic Exciter, Multiband Dynamics и Multiband Stereo Imaging.
Собственно, с первым всё понятно - это подробный графический эквалайзер с несколькими возможными режимами эмуляции как аналоговых устройств, так и цифровых. Ревербератор Ozone хорош, конечно же, тем, что с его помощью можно обработать только определённый диапазон частот. Кстати, я тут вычитал, что если его добавить на нижнюю середину, то бас зачастую приобретает мягкость и "мясо". И действительно ведь! С максимайзером тоже всё ясно.
Что касается Multiband Harmonic Exciter, то эта штуковина насыщает звук, привнося в звучание дополнительные гармоники и пресловутый "воздух", ну а Multiband Dynamics является универсальным инструментом, многополосным компрессором, лимитером и экспандером. Multiband Stereo Imaging же позволяет расширить стереопанораму композиции по частотам (очень приятная штука, главное не переборщить).
В общем-то, как вы наверно поняли, я особо ничего в этом процессе не понимаю, но, как это ни странно Izotope Ozone 3 смог очень неплохо обогатить звучание моих треков. А если у кого из профи есть какие-нибудь дельные советы по тому, что и как крутить - милости просим, буду очень рад почитать.