Кунштюки
АрхивNota BeneПостинг Юрия Ильина в музыкальный блог "Nota Bene" при "Компьютерре-Онлайн".
Всех читателей - с прошедшими, как говорится. В ходе оных прошедших Ваш покорный слуга прилежно отирался вот на этом замечательном ресурсе, - вот же кладезь, право слово.
Изыскания в тех краях натолкнули на мысль составить небольшую коллекцию из совсем уж нестандартных творений "синтезаторной промышленности", - нельзя сказать, чтобы их было много, но всё-таки кое-что находится.
Кунштюк первый: EML Poly-Box. Выглядит как однооктавная клавиатура с несколькими контроллерами, но это - крайне хитрое устройство, позволявшее превращать монофонические синтезаторы в полифонические.
Собственно, разработчики называли своё творение "Генератор переменных аккордов на базе одной ноты". Согласно описанию, Poly-Box на основе одной ноты, взятой на синтезаторе, создаёт в собственном ОЗУ два банка, в каждом по 13 одновременно доступных полутонов - полная хроматическая гамма диапазоном в одну октаву. В банках могут быть одни и те же или разные октавы, - в диапазоне от октавы вверх от взятой ноты (точнее, звука осциллятора) до трёх октав вниз"...
За изобилие слова "октава" приношу извинения, - но из песни слова не выкинешь.
Poly-Box можно было использовать с целым рядом синтезаторов, поддерживавших CV/Gate, - как производства той же EML, так и других производителей (ARP, Moog, Roland). Годы выпуска - 1977-1984.
Кунштюк второй: шкаф ошую клавишной стойки и клавиатуры на ней - составная часть инструмента. Казалось бы, ну и чего удивительного? Moog Modular, как и другие ранние модульные системы, тоже занимали бог знает сколько места... Но это совсем другой коленкор: New England Digital Synclavier - в течение долгого времени был самым продвинутым, и остаётся поныне самым дорогим синтезатором в истории: 200 тысяч долларов за сам аппарат, плюс, - когда в него добавили функции сэмплера, - библиотеки сэмплов по 10 тысяч долларов каждая. Полифония - 64 голоса (в режиме FM-синтеза или сэмплера - до 128 голосов), сэмплер - 16 бит/96 кГц, объём до 32 Мб, - плюс возможность хранить тембры на внешнем накопителе, синтез - FM, аддитивный, ресинтез.
В общем, едва ли зря этого зверя называли "Роллс-Ройсом среди синтезаторов".
В чём его решительная нестандартность? Гм... Ну, если вышеизложенного недостаточно, - то вот пара фактов:
1. В 1980-е можно было регулярно слышать один и тот же вопрос: "А музыканты вживую играют, или это всё Синклавир?" Несколько раз музыкальные группы ловили на "фанере", выводившейся как раз-таки с Synclavier.
2. Администраторы многих концертных площадок в своих епархиях наложили на Sinclavier канонические, простите, прещения: нельзя, и всё тут. Почему? Потому что из-за этой зверюги того гляди и в музыкантах надобность отпадёт...
Ну, синтезаторы, конечно, уже давно вперёд ушли, и никто никому не пытается больше ничего запрещать. А что до надобности в музыкантах... Своя сермяжная правда, как оказалось, в тех старых опасениях была: хорошего барабанщика с хорошими инструментами нынче пойди поищи, - а забить барабаны на минус наука хоть и хитрая, да не то, чтобы очень сложная.
Кунштюк третий, и на сегодня последний.
"Настолькный" синтезатор Reactable. Интерфейс совершенно месмерический: игра в кубики, - причём каждый кубик соответствует определённому модулю синтезатора. На видео становится очевидно, что такая штука сама по себе уже целое шоу, - ну, а если на нём исполнять ещё и что-то психоделическое...
На этом закругляюсь и ухожу за тряпкой: под столом натекла лужа слюны.
NB: Бьорк использует Reactable на сцене.
NB2: Про Reactable "Компьютерра-Онлайн" уже писала, и даже не один раз.