Дмитрий Шабанов: Зыбкая почва
АрхивКолонка ШабановаЗащитить от "сноса крыши" с особо тяжёлыми последствиями могут лишь самоирония и понимание того, что твои новые впечатления - это не сокрытая истина, а лишь ещё один взгляд, ещё одна версия действительности.
Моя предыдущая колонка стала последней колонкой 2012 года на сайте КТ. Пространство под ней превратилось в дымящееся поле боя, мало связанного с тем, о чём я писал. Часть обсуждения связана с тем, справедливо ли ограничивать познание сферой рационального. Я вроде как выступил в роли рационалиста-сухаря, которому неведомы сложные движения души. Стал вспоминать... Я критично отношусь к "сверхрациональному" не потому, что оно мне неведомо, а потому, что наелся им досыта и разочаровался в нём. И, знаете, я готов рискнуть и кое-что рассказать.
Тут нужен целый пучок дисклеймеров. Я опишу действительные события, не приукрашивая и не искажая их, но пытаться узнавать каких-то других людей тут не надо. Любые совпадения с чем угодно - случайны! Рассказываю я о себе, но не о себе нынешнем. Можно было писать так: "я". Это не сделано, но вы, читая колонку, не забывайте о виртуальных кавычках.
Дело было в конце 1990 года. Поздний Советский Союз. Экономика в развале. Я - пятикурсник с недоступным для меня нынешнего уровнем активности и общения. За 1990 год я 10 раз летал в Казахстан, Туркмению, Узбекистан - ловил змей и просто развлекался. В 1988 и 1989 году я занимал абсолютные первые места на студенческой олимпиаде по биологии среди студентов СССР (эта олимпиада тогда проходила в Ашхабаде), в 1990 году участвовал в такой же олимпиаде вне конкурса. О мистическом переживании в той поездке рассказывает четвёртая история в колонке о проблемах интерпретации. Вообще, среда, в которой я жил, была перенасыщена интересом к мистике. Советские запреты и полузапреты были сняты. У меня в голове эксперименты по влиянию эффекта группы на регенерацию были перемешаны с Пьером Тейяром де Шарденом, Карлосом Кастанедой и Станиславом Грофом.
Жена моего одногруппника училась на отделении психологии. От неё я узнал, что один из профессоров проводит для студентов факультативный тренинг по всяческим практикам. В программе - "реберсинг" (более распространённая транслитерация - "ребёфинг"). Эта тема мне очень интересна, и я напрашиваюсь на участие.
Не буду вдаваться в обсуждение разницы между холотропным дыханием по Грофу и ребёфингом по Орру (а есть ещё и вайвейшен...). Это близкие технологии. Сколько я понимаю, мы занимались холотропным дыханием по Грофу, называя его реберсингом. Так или иначе, это был сеанс гипероксигенации (избыточного получения кислорода), достигаемой гипервентиляцией лёгких (длительным интенсивным дыханием). Работали по парам. Один (холонавт) интенсивно дышит под музыку, второй (ситтер) контролирует состояние первого.
Почитал, что пишут по поводу этих техник в Сети. Вот, посмотрите, как скромно и безыскусно рекламирует своё детище Леонард Орр - "Основоположник":
"Определение. Практика Ребёфинга, также известная как Осознанное Дыхание, Интуитивное Дыхание, Энергетическое Дыхание, учит дышать Сущностью Дыхания - учит дышать непосредственно Богом, и, так же, Бог обычно использует Ребёферов для обучения этому очень ценному и простому умению. <...> Ребёфинг - мягкая техника наполнением Святым Духом - чистой Божественной Жизненной Энергией. Это практика позволения Духу - Дыханию Жизни - дышать нами".
Сегодня этого фрагмента мне достаточно, чтобы распознать в его авторе восторженного безумца, безнадёжно запутавшегося в собственных видениях. Тогда подобные люди меня не пугали. Впрочем, читал я Грофа, более вменяемого автора...
Гроф начал с экспериментов с ЛСД, а когда ЛСД запретили, перешёл на гипервентиляцию. Избыточное насыщение кислородом крови парадоксальным образом приводит к кислородному голоданию тканей мозга (слишком хорошо - тоже плохо). Высшие мозговые центры, чувствительные к кислородному режиму, отключаются, мозг переходит в аномальный режим функционирования, и в психике происходят необычные процессы. Упрощая, видения в этом состоянии можно отнести к одной из трёх категорий:
- переживания, которые интерпретируются как воспоминания о травматическом опыте в течение жизни испытуемого, прежде всего - опыте рождения и пренатального бытия в матке матери;
- переживания, которые интерпретируются как воспоминания о прошлых жизнях испытуемого;
- то, что и вовсе интерпретировать не удаётся.
В соответствии со взглядами Грофа, повторное переживание травматического опыта позволяет избавиться от его последствий.
Вернусь к рассказу о вечере в конце 1990-го. Студенты сняли на вечер спортзал школы. Встречаемся вечером возле общежития. Организаторы несут магнитофон, участники - коврики-карематы. Мероприятие серьёзное, и профессор пришёл с коллегой: она поможет. Зашли. Расстелили карематы звёздочкой. Распределили роли; я - один из холонавтов.
Обсудили предстоящее, разместились в зале, включили музыку. Она задаёт темп дыхания, поддерживает длительную интенсивную вентиляцию лёгких, а потом становится более мягкой, медитативной; продолжительность записи соответствует продолжительности процесса.
Начали дышать. Я занимался подводным плаванием и хорошо знаю, как использовать гипервентиляцию лёгких для увеличения времени пребывания под водой. Несколько сильных вдохов-выдохов быстро насыщают кровь кислородом, но важно, чтоб их не было слишком много. Перебор - и возникнет головокружение, которое может обернуться потерей сознания под водой. А тут при головокружении надо не останавливаться, а дышать дальше, подстраиваясь под темп музыки. Восприятие окружающего нарушается.
...Я прохожу через какую-то ватную стену и оказываюсь на холмистой местности, залитой ярким, но мягким светом. Подо мной блестит изгиб реки. От вершины холма, где я стою, дорожка ведёт вниз, к дому, стоящему в тени высоких фруктовых деревьев. Я иду туда; меня ждут. Мы пьём чай, сидя у открытого окна, и разговариваем. Разговор удивительно интересный, и ему не мешает то, что мои собеседники давно умерли...
В группе испуг, постепенно перерастающий в панику. Я не дышу, совсем. Ведущие предпринимают все усилия, чтобы заставить меня дышать. Я провёл без дыхания более двадцати минут; без гипервентиляции это привело бы к органическим нарушениям, если не к смерти....Я понимаю, что от меня добиваются чего-то там, далеко. Требуют, чтобы я начал дышать. А мне не хочется: это помешает беседе, которой я наслаждаюсь. Увы, когда мне начинают делать искусственное дыхание, я вынужден прервать разговор...
...и вернуться. Остальные холонавты продолжают процесс, а мне предписано помогать ситтерам. Руководитель сказал, что я "улётный" и он не будет рисковать. Говорит, что от подобных методик ещё никто не умирал и он не хочет стать первым, кто угробит испытуемого. С тех пор ситуация изменилась. Если верить Википедии, в 2000 году в США в результате использования сходной дыхательной техники погибла 10-летняя девочка.
...Один из холонавтов дышит неритмично. Ему можно помогать, прикасаясь к нему в ритме дыхания. Я вначале использую прикосновения, а потом решаю, что его удобнее поддерживать, управляя энергетическим потоком, который соединяет нас, как огненный канат. Я передаю по этому потоку пульсацию, и холонавт подстраивается под нужный ритм. Помощница руководителя видит этот канат. Она подходит ко мне и спрашивает, не теряю ли я энергию. Я говорю, что энергии у меня пруд-пруди и я могу поделиться с ней. Она становится посреди зала. Я как будто стою в столбе энергии, которая хлещет через меня. Я отбираю от этой энергии поток такой толщины, что его можно обхватить руками, и передаю помощнице руководителя, а она разделяет его на ручейки, которые раздает холонавтам. Я чувствую себя нужным и счастливым...
Назавтра мне сообщают, что в следующей сессии я не участвую - руководитель не хочет нарываться на неприятности.
...Я не огорчён. Энергия льётся через меня водопадом, я хожу словно в пытающем столбе. Я хочу проверить, на что способен. Иду по улице и заставляю всех прохожих улыбаться - улыбаются! Захожу в зоопарк, подхожу к вольере с белым медведем и управляю его движениями - он полностью мне подвластен!..
...Вечером у меня гости. Я хвастаюсь новыми переживаниями. Потом иду их провожать. Мы идём по району новостроек, и я обнаруживаю, что способен видеть сквозь стены домов и чувствовать, что происходит в квартирах. На небе полная луна. Кажется, что это не рваные облака проплывают перед луной, а она сама скользит меж ними. Я решаю остановить Луну. Я собираю энергию в комок и бросаю её в небо... Ничего не происходит. Луна так же скользит в облаках, но ощущение столба энергии, в котором я находился, исчезает...
...Гости уезжают на автобусе, а я возвращаюсь домой, пытаясь восстановить ощущение пылающего столба. Вот я прохожу мимо детского садика, возле которого пытался остановить Луну. Из-за павильона выходит и идёт ко мне гигантская тень...
...Я бегу домой и кричу от страха. Тень надо мной. Голова чудовища нависает сверху, его руки - справа и слева от меня. Я бегу, а мой преследователь просто идёт широким шагом. Забегаю в подъезд и захлопываю дверь; он чуть отстаёт. Вбегаю на второй этаж, открываю тамбур и захлопываю дверь прямо перед ним. Стою, боюсь зайти домой. Но тут, почувствовав странную тревогу, моя жена открывает дверь. Я вхожу совершенно обессиленный...
После этого я проболел пару месяцев. Как меня вытаскивали - особая песня... Мне очень хотелось понять полученный опыт, включить его в картину мира. После этого я несколько лет занимался медитациями-магией-психотехниками, даже получил "погоны" инструктора. Наблюдал жизненные траектории экзальтированной публики, увлёкшейся погоней за трансцендентным. Убедился, что защитить от "сноса крыши" с особо тяжёлыми последствиями может только самоирония и понимание того, что твои новые впечатления - это не сокрытая истина, а лишь ещё один взгляд, ещё одна версия действительности, которая ничем не лучше версии, поддерживаемой здравым смыслом.
Не просто не лучше - хуже! Взаимодействие между людьми, свободное развитие оказываются в ней нарушенными, искажёнными. Как-никак, здравый смысл - это обобщение опыта адаптации.
Но, конечно, никогда более я не чувствовал ни такого взлёта сил, ни такого страха и беспомощности, как во время описанных мною событий. Оглядываясь на ту историю, вижу, что в ней отразились несколько важных особенностей такого рода переживаний. Для изменённых состояний сознания (ИСС), подобных тем, которые я описал, характерно следующее:
- переживший эти состояния человек воспринимает их как сверхценные;
- эти ИСС подстёгивают ощущение избранности, меняют структуру ценностей и приводят к глубокому изменению личности;
- пристрастившийся к ним человек теряет интерес к серому миру вокруг него, перестаёт понимать интересы обывателей и быстро снижает собственную адаптивность;
- обычно в эти игры играют люди, не понимающие, что и зачем они делают; начиная такие занятия, они не знают, чем закончат;
- восприятие действительности людьми, находящимися в ИСС, оказывается плохо совместимым с опытом других людей; их взаимодействие оказывается глубоко неадекватным;
- физиологически такие состояния можно классифицировать как патологические; совпадающие элементы опыта разных людей можно объяснить сходным характером нарушения функций их нервной системы;
- изучение таких состояний чрезвычайно затруднено, так как составляющие их феномены оказываются невоспроизводимыми;
- подобный опыт - глубоко интимное переживание, содержание которого бесполезно для построения адаптивной картины действительности.
Проанализируйте описание того, что я воспринимал, выделенное цветом. Можно сказать, что какая-то его часть описывает особенности моего внутреннего функционирования, а какая-то - внешнюю действительность? Я думаю, бессмысленно задаваться вопросом, передавал ли я кому-то потоки энергии на самом деле. В моём восторженном неадекватном состоянии, вызванном кислородным голоданием мозга, вроде как передавал. Помощница руководителя встроилась со мной в общую игру, но даже её восприятие той истории осталось мне неизвестным. Что думали встречные люди на улице и как воспринимал ситуацию белый медведь, я не узнаю тем более.
Я рад, что в моей жизни был такой опыт. Но ещё больше я радуюсь, что сейчас воспринимаю действительность, опираясь на более твёрдую почву. И я убедился, что для построения совместной картины действительности, позволяющей успешно взаимодействовать с другими людьми, зыбкая почва изменённых состояний сознания и мистических переживаний не годится.