Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Кафедра Ваннаха: Период 4К

АрхивКолонка Ваннаха
автор : Михаил Ваннах   21.09.2012

Период в заголовке этой колонки украден из геологии. Точнее, из геохронологии - геологического исчисления, делящегося на эры, которые, в свою очередь, нарезаны на периоды.

Эры, за исключением архея, названы по давности жизни, следы которой в них обнаруживаются. Протерозой с рачками и радиоляриями, палеозой, начинающийся с трилобитов... Периоды более разнообразны. Часть их обозвана по имени местностей, британских Силура и Кембрия, отечественной Перми. Иные – по наиболее характерным порождённым ими минералам – карбон да мел; или по комплексам оных – триас, Троица характерен коктейлем из пёстрого песчаника, раковинного известняка и пёстрого мергеля. А как же называть этапы развитие информационных технологий? Тут опыт геологии с её разнообразной номенклатурой весьма полезен.

Ну, докомпьютерная эпоха с её дымовыми, оптическими и электрическими телеграфами; счётными палочками, арифмометрами "Феликс" и логарифмическими линейками – типичный архей. Дальше – протерозой, эра самой ранней жизни. В ИТ это период от дифференциальных анализаторов, ламповых цифровых машин до развитых мейнфреймов системы 370 до мини-ЭВМ PDP-11. И эти эпохи, что в геохронологии, что в летоисчислении ИТ, нет смысла делить на периоды. Мелькание новизны начинается позже. Нашествие трилобитов в кембрии геологическом, наверное, можно соотнести со всеобщим распространением микропроцессоров и персональных компьютеров, пошедшим с конца восьмидесятых (точные даты тут условны).

И вот тут возникает проблема. Как же нам – хотя бы в первейшем приближении и сугубо для себя - характеризовать калейдоскопически минующие себя этапы? Ну, времена, когда гордые владельцы 386-х глядели свысока на пользователей 286-х, особенно без арифметического сопроцессора 287, ушли в далёкое прошлое. Как и времена, когда компьютер со звуковой платой и колонками гордо звался мультимедийным. Какой же классификацией стоит воспользоваться сегодня?

Ну, с процессором сложно. Вспомнить, что именно стоит в десктопах и ноутбуках, довольно сложно. И память не показатель – набив ею сполна новое устройство (благо цены вполне следуют закону Мура), о ней можно не думать. Так что нужно что-то ещё. Например, разрешение экрана. Например, свеженький пятнадцатидюймовый ноутбук (здесь мы говорим о машинах "главной последовательности" - любители яблок знают, в какую ветвь сайта им обращаться) отличается от трёх-четырёхлетнего матрицей разрешения FullHD. Это главное отличие, видимое "невооружённым взглядом". Матрицы эти различные производители ставят в изделия различных классов. В корпоративные, где они сопровождаются добротным металлическим корпусом. В мультимедийные, где дизайн корпуса ориентируется на наилучшую работу встроенных колонок. В "игровые", куда впихивают наиболее мощную из доступных видеокарту. Выбор между классами – дело предпочтений. Индивидуальных вкусов и располагаемых ресурсов. Но – изделие любой разновидности позволяет комфортно просматривать фотографии (так, припомните, какая часть снимков, сделанных цифровыми устройствами, распечатаны на бумаге) и даже обрабатывать их (а теперь прикинем, какая часть семей – и не только молодых и даже в столицах – проживает в условиях, когда комната, где можно поставить письменный стол с приличным дисплеем, малодоступна...). Экран высокого разрешения даёт принципиально новые условия для работы (с каким-нибудь там ArchiCAD-ом) и совершенно другой уровень комфорта при чтении. Естественно, всё это должно сопровождаться пристойным процессором, минимум восемью гигабайтами оперативной и терабайтом массовой памяти, достаточно широкими каналами – но это всё выступает в роли мягкотелых сверстников трилобитов, от которых из времён кембрия не дошло ничего. А вот экран высокого разрешения – он перед глазами. Через которые вроде получается большая часть информации.

Да и десктопы нынче можно оценивать по мониторам. И хочется порекомендовать мониторы двадцатисемидюймовые, с разрешением четыре раза по HD, то есть 1280х720, с удвоением по каждой из сторон. Такой монитор достаточно громоздок, хотя в эпоху светодиодов тонок и лёгок. Он требует видеокарты dualDVI, имеющей мерзкую привычку шуметь вентилятором. Цены тоже довольно высоки, хотя можно найти модели и в пределах пятисот долларов. (Те, кто работает дома, могут сделать налоговый вычет после минимальной дискуссии с мытарями.) Про стол и место для системного блока – понятно. Но эта штука обеспечивает совершенно новый уровень комфорта. Прежде всего, это единственное реально доступное на сегодняшний день устройство, позволяющее полноценно рассматривать фотографии, сделанные цифровыми зеркальными камерами да и беззеркальными камерами с приличным размером матрицы. (Про то, что имеет значение лишь физический размер матрицы, а не вздутый маркетологами объём пикселей, бумажная "Компьютерра" писала множество раз, излишне повторяться.) А зеркальных камер на руках у населения много, это видно тоже невооружённым глазом, по тому, с чем гуляют по парку юные бырышни. Да и условия работы, не только с конструкторскими программами, но и с обычными офисными при дисплее приличного размера и разрешающей способности, очень хороши. Можно открыть пару полноценных страниц, да и остаётся место для справочных окошек... Так что работодателям не стоит жадничать, экономить на эргономике...

Но это – сегодняшнее. А что дальше, какие девон или юра? Для ответа на этот вопрос отметим, что вся аудиовизуальная техника в доме ныне живёт вокруг компьютера и цифровых каналов. Оригиналов, предпочитающих смотреть "по ящику" аналоговое телевидение, отнесём к древнему и достойному племени любителей проводного радиовещания и исключим из рассмотрения. И вот потребности аудиовизуальной, а на самом деле визуальной техники и определят, похоже, следующий этап ИТ-технологии с точки зрения потребителя. А сейчас произошло насыщение бытовой аппаратуры матрицами FullHD – вплоть до двадцатидвухдюймового кухонного телевизора, за которым так уютно прячутся хлебница с сухарницей. Нынешняя технология 3D нравится не всем – нужда в очках, мягко говоря, несколько раздражает. А вот разрешения всё равно маловато. Особенно при просмотре полноценных фильмов, изначально снятых в формате 2,35:1. И вот тут на подходе новый формат цифрового отображения изображений. Точнее – группа форматов, названных 4К. Прошлые стандарты - 1080p и 720p получали своё имя от количества строк вертикального разрешения. Стандарт 4К назван так из-за разрешения по горизонтали – 4096. В нём предусмотрено несколько соотношений сторон – от 4096х3112 в варианте Full Aperture 4K (12 746 752 пикселей) до варианта Digital Cinema 4К с разрешением 4096х1714 (7 020 544 пикселей). Вероятно, это и есть тот формат, который следующим приживётся в бытовой технике, определив очередной этап развития компьютерных технологий.

Съёмочное оборудование уже доступно. Скажем, цифровая зеркальная камера Canon 1D C поддерживает стандарт съёмки 4К в варианте 4096х2160/24р со сжатием Motion JPEG. Совместима она с разнообразнейшим набором оптики системы EOS, как "родной", так и от сторонних производителей. Можно не сомневаться, что аналоги появятся и в номенклатуре прочих производителей. Цена – ну, недешёвая. Но сопоставима в нынешней структуре цен со стоимостью шестнадцатимиллиметровых кинокамер вроде отечественного "Красногорска", которые в индустриальной советской экономике были доступны и любительским студиям, и кинолюбителям посерьёзнее. Но благодаря цифровым технологиям постиндустриальной цифровой эры (да и компьютерным методикам расчёта современных объективов) камеры 4К дадут картинку сугубо профессионального качества, не уступающую изображению на 35-миллиметровой киноплёнке. Так что технологические возможности производства качественнейшего контента есть уже сейчас. И закачать свою продукцию в формате 4К на YouTube можно, если не изменяет память, уже пару лет. Ну да, с устройствами отображения проблема. Но это ненадолго!

Капиталистическая экономика (единственная присутствующая сейчас на планете) имеет свой "категорический императив". И им является не нечто высокоморальное, а всего лишь расширенное воспроизводство. Она может функционировать, лишь производя всё больше и больше. Но с новыми рынками – проблема. После крушения социалистического лагеря в конце 80-х новых поступлений не предвидится. Нету больше на планете "неохваченных". Персия и Остров Свободы, несмотря на все санкции, живут в той же мир-экономике. А родина чучхе по масштабам невелика... Так что остаётся "вертикальный прогресс". Выпуск всё новой и новой продукции. И вот для этих целей технология 4К идеальна. Она потащит за собой спрос на новое поколение микроэлектроники – даже телевизорам понадобятся мощный процессор и объёмная память. Потребуется новое поколение устройств хранения информации – 64 гигабайта карточек CF для камеры стандарта 4К не слишком много, а фильм будет весить совсем не те 70 гигабайт, что лента в FullHD. И каналы куда большей толщины появятся – доход для провайдеров и производителей коммуникаторов. Ну и обладатели лицензионных прав себя любимых не забудут! Если смогут – тут уж место солдатской смекалке...

Ну и некую долю удовольствия, вероятно, извлекут потребители. Всё же хорошая картинка лучше, чем плохая. Но то, что классификация по наблюдаемой картинке будет удобнее, чем по скрытым процессорным мощностям и толщинам каналов, представляется приемлемым...

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.