Голубятня: Об IT-фанатизме
АрхивГолубятня-ОнлайнЧего не могу понять, так это мотивов для объединения форточной и андроидной тусовки под общим флагом борьбы с Надкусаном.
Вчера вышло обновление операционной системы от Надкусана - я ее скачал и собрался было уже установить, но потом передумал и решил подождать, пока появятся первые отзывы от надежных пользователей, способных критически оценивать ситуацию и не истерить в экстазе по поводу каждого нового пука любимого идола.
Признаюсь честно, мне фанатизм Надкусановской публики изрядно уже поднадоел. Есть в этом фанатизме что-то для меня лично предельно неприятное и отталкивающее - поясню, о чем речь.
Вся IT-тусовка отличается исключительно фанатическим антуражем. Что-то, видимо, есть такого магического в бинарном коде, что способствует эмоциональному отупению и примитивизации. Какой бы аспект IT вы не взяли, непременно столкнетесь с феноменом слепого поклонения. Вы видели когда-нибудь фанатов стиральных машин Zanussi? Или - кофеварок Saeco? Телевизоров Panasonic? Я вот не видел. Люди хвалят свои модели бытовой техники или ругают, любят их или злятся на них, но никогда не теряют при этом головы. Оно понятно: бытовая техника - это утилитарные объекты окружающего мира, выполняющие определенные функции (плохо или хорошо - уже другой вопрос), но никак не более.
Совсем иначе обстоят дела в нашем IT-палисаднике. Тут люди костьми ложатся за родную ОСь, родное «железо», родной брэнд видео или аудиокарты. Сражаются как за родину в окопах Сталинграда - с единственной разницей: в виртуальном пространстве форумных баталий.
Почему это происходит? Потому что компьютеры в своем бытовом представлении не являются предметом утилитарного назначения. Компьютер - это исключительно fun! Это, если хотите, развлечение, игрушка, излишество, элемент стиля жизни, культуры, моды, кошерности. Чего угодно, но только не утилитарной функции. Вы видели, на чем люди работают? На каких компьютерах, имею ввиду. Это же уму не постижимо, на чем люди работают: на «железе», дай бог, пятилетней давности! А в массе своей - так и вообще десятилетней! Послушайте песню, которую поют компьютерные работяги: моя любимая старушка-XPшка, которую не переустанавливал (менял, обновлял) уже как пять лет! И это - высшая похвала в устах IT-работяги, для которого компьютер - это утилитарная лопата (холодильник, стиральная машина и проч.).
Итак, наш IT-палисадник - это фанатичная тусовка. Однако, фанаты фанатам рознь. И это ярче всего проявляется в сравнении яблочных обожателей с форточными и пингвинятниками. Каждый из них фанатеет по-своему, весьма своеобразно, хотя и одинаково примитивно и узколобо.
Так вот: из всех стилей IT-ишного фанатизма самый для меня лично неприятный - это надкусановский. Поясню почему: фанатизм ябломанов насквозь пронизан омерзительнейшим (повторюсь - исключительно в моих глазах) чисто американским жизненным отношением, которое принято передавать словом arrogance. К сожалению, ни один из известных мне переводов (заносчивость, высокомерие, надменность) не передает и доли того негатива, которое несет в себе слово arrogance. Поэтому лучше проиллюстрировать на примере: взгляните на поведение Дяди Сэма в международной политике и вы сразу поймете, о чем идет речь! Выслушивают спокойно и якобы внимательно все твои аргументы, хлопают бараньими глазами, двигают челюстями и... поступают по-своему, причем всегда так, что интересы всех окружающих спускаются в унитаз, а соблюдаются только свои собственные (ничего личного, чувак, просто нам так нужно и выгодно!). И не важно, что в ход идет подлейшая система двойных стандартов, наглого неприкрытого передергивания и подтасовки фактов, применения грубейшего насилия, лицемерно прикрываемого запредельной демагогией (мы вас сейчас четвертуем и распилим по кусочкам, но это исключительного для вашего же собственного блага и торжества демократии и справедливости!).
Точно такое же поведение фанатов Apple: внимательно тебя выслушают (в одно ухо влетает - в другое тут же вылетает!), может даже головой покивают, а потом вальяжно продолжат тихо напирать, напирать, напирать, исподтишка суча локтями, расширяя под себя жизненное пространство. Максимум на что снизойдут, так это с плебейской ухмылкой на кривых губах пробурчат что-то об оборванстве оппонента, нехватке денег на достойное «железо» и прочую ахинею, выдающую плебейское происхождение.
Как объяснить яблофану, что объект его слепого поклонения далек от совершенства и идеала как и все остальные? Как ему объяснить, что музыкальные достоинства айфона (айпода) сродни грамофону с ручкой на фоне настоящих аудиофильных плееров? Как ему объяснить, что железо, запиханное в самый наикрутейший и последнейший Macbook - это вчерашний день для топовых моделей какой-нибудь Sony, не к вечеру будет помянута? Как ему объяснить, что продукция Apple в целом - это очень добротный, очень качественный, но все же массовый ширпотреб, которому до подлинного эксклюзива и элитности как до небес? Да никак вы ему это не объясните!
Форточные фанаты внешне гораздо агрессивнее надкусановых. И спорят, и кричат, и руками размахивают, защищая свой неудачный выбор. Однако форточный фанатизм очень поверхностен, поскольку в массе своей к сожалению пауперичен. В том смысле, что форточные фанаты в 9 случаев из 10 никогда не имели возможности полноценно и продуктивно работать с гаджетами Apple - не важно какими: айфоном, айпадом или макбуком. Потому что я не могу себе представить вменяемого взрослого и серьезного человека, который бы, познакомившись единожды с Надкусаном, нет - не переметнулся незамедлительно в стан врагов, но хотя бы не проникся глубоким уважением к IT-решениям, которые предложили миру купертиновцы.
Потому что эти решения в своей совокупности, в целостности своей уникальной экосистемы на сегодняшний день реально лучшие. Несопоставимо лучшие. Хотя и этим решениям, как я уже сказал, до идеала и совершенства как до Луны.
Итак, что же у нас получилось? Нормальный прагматичный человек, готовый переплачивать за премиальное качество, выбирает сегодня продукцию Надкусана. Нормальный прагматичный человек, ценящий в жизни превыше всего идеальный баланс цены и качества, прекрасно обходится ноутбуками Asus и смартфонами Samsung и Google. Яблофанат демонстрирует бесконечное высокомерие (arrogance) и тупую неспособность осознать ограниченность и несоответствие идеалу своего выбора. Форточно-андроидный фанат исходит из оборонного сознания, продиктованного пауперизмом, у которого нет ни малейшей реальной подоплеки! В том смысле, что никакие форточно-андроидные фанаты не пауперисты (с ценами на ноутбуки Sony и планшеты Samsung, реально превосходящими аналогичные гаджеты Apple!), хотя по неясной мне пока еще причине и смирились с второсортностью, диктующей им оборонную позицию.
Чего я не могу понять, так это мотивов для объединения форточной и андроидной тусовки под общим флагом борьбы с Надкусаном. Хотя чую, что именно здесь прячутся очень важные и ценные поведенческие паттерны (демагогия про любовь к свободе выбора критики не выдерживает), способные раскрыть реальную природу IT-ишного фанатизма (разумеется, мне это сегодня даже рядом не удалось, хотя я и не ставил перед собой такой задачи: мое дело - возбудить вопрос в голове читателя, а уж остальное он сам для себя додумает!)
Как бы там ни было, дабы у читателей сложилось верное представление о позиционировании Старого Голубятника:
после трех лет пребывания в лоне Надкусана у меня не возникает ни малейшего желания возвращаться на Форточки. Это раз. Я совершенно отчетливо вижу мириады недостатков во всех гаджетах Apple и особенно - в софтверной их составляющей, которая временами ввергает меня в ярость, сопоставимую с тем, что я испытывал на протяжении всех 16 лет, проведенных с Windows. Это два. Я на дух не выношу фанатизма в любом его проявлении, однако фанатизм форточный мне приятнее и ближе фанатизма яблочного, бесящего меня до скрежета зубовного. Это три. На том и порешим.
Жутко хочется разбавить взрывоопасный негатив культур-повидла сегодняшней Голубятни чем-нибудь волшебно-сливочным, асисяйным и конфитюрным. И такое есть у меня: ABBYY обновил свой замечательный продукт для устройств iOS - Business Card Reader - до версии 4.99. BCR позволяет очень эффективно и быстро фотографировать визитные карточки, тут же распознавать на них текст и вносить всю информацию прямо в адресную книгу смартфона (которая затем синхронизируется в большим братом).
В обновленной версии улучшили функцию просмотра, редактирования и обновления контактных данных: в частности, теперь можно увеличить при проверке данных контакта любую область на изображении визитки и сверить распознанную информацию с исходной. Другая приятная фича: к контактам можно добавлять произвольную информацию вроде фотографии обратной стороны визитки, либо текстовую заметку в свободной форме.
Одним словам, хорошая полезная программа, незаменимая в повседневной работе. И для этой программы у меня есть три промо-кода, которые я с великой радостью вручу первым трем читателям, которые пришлют мне на мыло (sgolub@computerra.ru) верный ответ на вопрос «Что изображено на фотографии?»