Александр Амзин: 100500 курьеров
АрхивКолонка АмзинаУдивительно, но факт: человеческие ресурсы не безграничны. От их исчерпания нас отделяют считанные годы, может быть – пара десятилетий.
В сентябре 2009 года Лента.ру отпраздновала своё десятилетие, выложив множество фальшивых крышесносящих новостей на отдельный сервер. В числе прочих новостей издание опубликовало сообщение о появлении разумных маршруток. Там говорилось, что маршрутками уже давно управляют автоматы, а водители сидят для вида и тоже роботизированы – ведь не может же человек одновременно считать мелочь, ругаться по мобильнику, говорить комплименты пассажиркам и управлять транспортным средством на скорости в двести километров в час.
Прошло два года. Google запатентовал самобеглые – без водителя – автомобили. Такие машины уже проехали 200 тысяч миль в автономном режиме. В Неваде поправили законы, разрешив появление на дорогах автономных авто.
Такие новости заставляют вздрогнуть. Граждане воодушевляются, вспоминают эпическую автомобильную битву Уилла Смита в "Я, робот" и ощущают, как наступает будущее. К сожалению, успехов у такого, Asimov-style, будущего немного. Мировая экономика построена на основе перенаправления информационных потоков, а не направленных технологических взрывов, то есть, простите, прорывов.
У футурологов есть такое клише про воздушный шар на две тысячи персон: мол, автор не предусмотрел появления новых средств транспорта. Или про то, что жители Нью-Йорка утонут в лошадиных экскрементах. Прежде чем это произошло, лошадей вытеснили автомобили. Как и любой риторический приём, этот спорен.
Многие задачи человечество не сумело решить технологично. Мы стараемся не замечать этого. Например, компьютер до сих пор не может толком проставить метки на картинках, сделать то, на что способен ребёнок 5-7 лет. Компьютер до сих пор плохо понимает нашу речь. Компьютер не умеет объяснить решение задачи, расширять контекст, приводить аналогии, формировать осмысленные тексты, немного поискав в интернете. Да что там говорить, даже с проверкой орфографии он справляется на троечку.
Всё это могут люди. И всё это делают люди. Хлестаков в "Ревизоре" рассказывал, как по улицам устремились тридцать пять тысяч курьеров. У нас есть невообразимый человеческий котёл с двумя миллиардами индийцев и китайцев, которые готовы заниматься тупой работой за минимальные деньги.
Мы создаём платформы вроде Amazon Mechanical Turk, которые объединяют усилия человеческих роботов, чтобы расшифровать аудиозапись, описать продукты в интернет-магазине, собрать информацию на заданную тему, проверить или заполнить Excel-файл.
В Древнем Риме на Форуме вывешивалась своеобразная газета с новостными сводками. Рабы заходили на Форум, переписывали контент на восковые таблички и доставляли этот контент хозяевам. В нынешних "виртуальных офисах", "административно-хозяйственном аутсорсинге", "краудсорсингах" и прочих эвфемизмах, воспетых Тимоти Феррисом в книге "Четырёхчасовая рабочая неделя", есть что-то от рабовладельческого строя.
Но главное - есть в этом что-то от воздушного шара на две тысячи персон. Некоторые вещи до сих пор легче сделать, если привлечь несколько сотен людей и посадить за тупую работу в традициях века – выполнение простейших информационных операций. Например, большое число китайцев занимаются исключительно разгадыванием паролей CAPTCHA, а сравнимое – переработкой заданных текстовых шаблонов для постинга проплаченных записей на форумах.
Удивительно, но факт: человеческие ресурсы не безграничны. От их исчерпания нас отделяют считанные годы, может быть – пара десятилетий. Вслед за спросом и повышением уровня жизни в Китае и Индии будут расти и расценки на услуги человеческих компьютеров. Вслед за развитием индустрии, делающей вид, что она использует исключительно прорывные технологии, количество доступных минимально квалифицированных сотрудников будет также сокращаться.
Сложно предугадать, где человечество упрется в стенку. Но жить так больше нельзя. Сорок лет плевали на космос дальний, много лет не развивали в человеческую сторону искусственный интеллект, успехами робототехники мы до сих пор называем кукол-паралитиков. И делали вид, что браузер у сотен миллионов людей способен изменить жизнь всего человечества.
Может, хватит?