Кафедра Ваннаха: День Джобса
АрхивКолонка ВаннахаОригинальные, дружелюбные к пользователю продукты. Но появиться они могли лишь на самом "жирном" в мире американском рынке с его фантастическим платёжеспособным спросом.
Завтра планета отмечает День Джобса. Воздаёт почести выдающемуся инновационному бизнесмену, создателю крупнейшей по капитализации компании. Отмечает по весьма грустному поводу – кончине чествуемого. Памятником мультимиллиардеру будет, естественно, не построенный в боях социализм, и не капитализм, давным-давно самозародившийся посредством автокаталитических реакций в недрах феодализма, а поступающий в этот день в продажу iPhone 4S.
"Такие люди, как Джобс, меняют наш мир", - написал в своем твиттере высокопоставленный отечественный поклонник айфона. Вспоминая Джобса, много говорили о его креативности. Биографы вспомнили и о его увлечении буддизмом. И о поездках в Индию. И об экспериментах с ЛСД, которые сам Джобс полагал "одной из двух или трёх самых важных вещей, которые совершал в своей жизни".
Вообще акцент делался на контркультурный аспект творчества Джобса. На его инаковость… В которой видят причину его финансовых успехов. Но насколько деятельность Джобса была неортодоксальна на самом деле?
В тех же самых выпусках новостей, что и кончина Джобса, шёл и другой сюжет. Развёртывание американской ПРО в Испании и резкий отклик на это событие со стороны российского МИДа. Непонятно, почему же отечественные дипломаты так удивляются. Читали бы в своё время, более трёх лет назад, бумажную "Компьютерру" - знали бы, что так оно и будет. И без всякого гадания, без заглядывания в хрустальный шар. Сухие и скучные законы, по которым развивается, эволюционирует технология.
Корабельные информационно-боевые системы Aegis, благодаря своей компьютеризации и стандартизации, были с минимальными (минимальными для систем оружия, а вообще с астрономическими!) затратами проапгрейдены до противоракет SM-3. Что дало возможность превратить каждый корабль с "Эгидой" в платформу ПРО. Которую легко и просто разместить в том регионе, в котором потребуют интересы текущей политики.
Потом можно рассказывать, что размещение это создаст три тысячи рабочих мест. Что корабли эти с пиратством бороться будут… (Нет, право, деятели НАТО в клоунаде не уступают политикам страны родимых осин, ведь американцы первыми начали бороться с пьянством!) Но технологические достижения, сделавшие возможным создание реальной корабельной ПРО, меняющей геополитический ландшафт, те же самые, что и те, которые сделали возможным инновационный бизнес Джобса.
Биографию и Apple, и его создателя начинают обычно c вошедшего в легенду гаража. Гараж – символ инновационного капитализма. Капитализма, вновь обретшего творческий характер и ушедшего от гигантских монополий 1960-х годов. Но давайте обратимся к более глубокой истории, не к гаражам, а к ангарам.
Говоря об эволюции жизни, обращаются к палеонтологии. Мы же обратимся к палеоэкономической географии Кремниевой долины. Первое хайтек-предприятие в знаменитом Пало-Альто – Federal Telegraph Corporation. Основана в 1910 году. А в 1912 году произошло судьбоносное для неё событие – подписание контракта с ВМФ США. Америка в это время благодаря трудам капитана Мэхена вполне осознала роль флота. Торгового – как средства получения доходов от мировой торговли. Военного – как средства защиты своего мореходства и своей роли в планетарной пищевой пирамиде.
И тут тоже была эволюция. Автокаталитические реакции: имеешь больше доходов, больше можешь потратить на исследования и разработки. Естественный отбор – пленили твой флот, утоп он в Скапа-Флоу – и пашет вся страна на репарации победителям, несмотря на успехи наук.
Эволюция занимала новые среды. То же и с техноэволюцией. Поплыли в небе дирижабли. На базе Саннивейл возвели ангар №1 для дирижабля USS Macon. Дирижабль этот, предназначенный для разведывательного, то бишь информационного, обеспечения действия флота, – эдакий палеонтологический предок нынешних Замочных Скважин, – потерпел вошедшую в историю катастрофу, а на базе поселился Национальный Консультативный Совет Аэронавтики, прародитель НАСА. На корабли и аэропланы пришли радиостанции, радары… Для их проектирования, производства и эксплуатации требовался измерительный инструмент. И в гараже в Пало Альто начала работать корпорация Хьюлетта и Паккарда. В 1939 году.
Желающие могут сконцентрироваться на гараже. Мы же вспомним, что в то время Рузвельт начал выводить страну из болота изоляционизма в океанские воды мировой политики, навстречу штормам Второй мировой войны. Можно сколько угодно сидеть в гараже с паяльником, стоять у кульмана с самыми гениальными идеями. Но нужен платёжеспособный спрос. Его на оциллоскопы и катодные вольтметры, генераторы стандартных сигналов и качающихся частот дали те радиостанции, локаторы и сонары, которые серийно пошли на корабли и самолёты Объединённых Наций.
Потом была Корейская война. "Суперкрепости" В-29 были насыщены электроникой уже весьма прилично. Но надёжность её оставляла желать лучшего – радиолокационные прицелы, локаторы защиты хвоста больше чинились, нежели работали в воздухе. Предел электровакуумной технологии. Возникает теория надёжности. И возникает платёжеспособная потребность в более надёжной и более сложной электронике.
Тут Уильям Шокли и изобретает биполярный транзистор. Создает Shockley Semiconductor Laboratory. От неё отпочковывается (со скандалом) Fairchild Semiconductor, начинающая выпускать кремниевые транзисторы. Создаются интегральные схемы – их закупает НАСА для программы "Аполлон". Ну а Texas Instruments, во Вторую мировую переквалифицировавшаяся с геологической сейсморазведки на военную электронику, выпускает в это время микросхемы для шахтных баллистических ракет Minuteman.
Важно понять, что довольно долго, до конца 1960-х, главным заказчиком интегральных схем было государство. И именно государственным заказам обязано резкое падение их стоимости за это время, сделавшее возможным появления сначала калькуляторов, потом игральных автоматов…
Игральные автоматы – прямые потомки армейских и флотских тренажёров. Вспомните-ка сюжеты этих игр. Ещё академик Крылов в своих мемуарах отмечал целесообразность подготовки наводчиков на станке, экономящей дорогостоящие корабельные боеприпасы. Потом потребовались имитаторы бомбосбрасывания с протягиваемым механикой аэрофотографиями местности, наведения ПТУРов…
Развитие цифровой электроники позволило сделать тренажёры более гибкими. Удешевление микросхем позволило создать дешёвые игрушки для коммерческого рынка. Они первоначально устанавливались в распивочных, рядом с музыкальными автоматами, которые производил советский разведчик Конон Молодый. Вот в компании электронных игр Atari и нашёл первую работу Стив Джобс. Там он проявил свои творческие способности, подряжая для проектных работ электронщика Возняка, предлагая ему работу исполу, а оплачивая по справедливости.
В 1976 году Джобс, Возняк и Уэйн основали компанию Apple; выпуск первого яблочного компьютера. Потом был колоссальный успех Apple II, на какое-то время ставшего самым популярным персональным компьютером на планете. Позже – выпуск Macintosh, первого персонального компьютера с графическим интерфейсом. Потом – свара, изгнание Джобса из своей же компании. Работа над пионерским компьютером NeXT (отметим, что магниевый корпус NeXTcube – в технологическом родстве с авиационными деталями из этого металла…). Покупка и подъём Pixar. Возвращение в родную яблочную компанию. Изящные моноблоки. Сверхлёгкие ноутбуки. Выход на самый массовый бытовой рынок – цифровой плейер iPod, сервисы iTunes, мобильники iPhone…
Оригинальные, дружелюбные к пользователю продукты. Но появиться они могли лишь на самом "жирном" в мире американском рынке с его фантастическим платёжеспособным спросом, с его привычкой к покупкам по почте, хоть и электронной. Несмотря на графические интерфейсы, лишь в условиях доминирования на планете языка англосаксов в его заокеанском варианте – вспомним, какую роль в этом секторе играют продажи англоязычной музыки…
Так что в канун Дня Джобса хотелось бы напомнить читателям "Компьютерры" о той палеоистории, которая подстилает историю успеха Джобса. Да и от творческих способностей никуда не уйти: в таких условиях, как Джобс, находились многие янки, а успеха добился именно он.