Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Кафедра Ваннаха: Сдал сопромат…

АрхивКолонка Ваннаха
автор : Михаил Ваннах   01.09.2011

Аккуратность и бережливость российских бабушек начинает уступать проблемам с координацией. Так что и для этого сегмента рынка прочность была б немаловажной.

"Сдал сопромат – можешь жениться!" - так говорили студенты былых времён. Ну а "сдал – забыл", поговорка вечнозелёная… Действительно, в инженерии индустриальной эпохи итоговый экзамен по сопротивлению материалов частенько знаменовал переход от общетехнических дисциплин к специальным, получение "незаконченного высшего", дававшего право занятия ИТРовских должностей. Ну а глядя на многие нынешние дивайсы и гаджеты, создаётся впечатление, что постиндустриальная эпоха сопромат сдала и забыла…

Ну, вот такой широко распространённый прибор, как электронная книжка, сбыт которой в России за год возрос пятикратно. Жалобы на прошивки, на недоработки программного обеспечения место хоть и имеют, но фатальными не являются. Нажал скрепкой перезагрузку, аккумулятор вынул или прошивку новую скачал – всё просто и не особенно раздражает.

Да и электроника, "железо" в смысле информационных технологий, вполне стабильно. Но вот конструкция в смысле классического инженерного дела… За такое очень хочется бить творца головой об кульман, только вот Заратустра не позволяет, да и чертёжные доски из употребления вышли. Ну что можно сказать о людях, крепящих хрупкий стеклянный экран двусторонним скотчем? Что можно сказать о тех, кто не знает о существования рёбер жёсткости, о том, что давным-давно известны амортизаторы?

Обиднее всего, что на уровне жёстких дисков, скажем, в устройствах хрупкой в принципе электромеханики работа над устойчивостью к внешним воздействиям ведётся весьма серьёзно. И конструкция, и форма деталей, и алгоритмы функционирования, вроде автопарковки головок… Всё это распространяется и на диски мелких нетбуков, самые бюджетные из которых демонстрируют редкостную живучесть, сроду не зная кейсика, а ездя по свету или в кармане куртки, или в холщёвой авоське.

И ноутбуковый диск – ведь по сути хрупкая и капризная прецизионная механика, отягощённая электромеханическими переходными процессами. А книжка-то электронная – чистая электроника, без всяких движущихся частей. Ей бы жить и жить, а у кого такие устройства выходили из строя от механических повреждений, поднимите, пожалуйста, руки! А?! Вот-вот. Когда в аэроплане из возвращающихся к родным пенатам россиян чуть ли не четверть выражается по адресу хрупкой электроники – это, может, повод вспомнить сопромат. Сообразить, что есть кроме схемо- и системотехники и нормальная конструкторская работа.

И не надо кивать на требования технологичности, требующие применения пластмасс. Вспоминались забавные сцены, как знакомый, инженер по образованию, во время, когда фактическим стандартом и-бука стал PocketBook 360, выбирал фактический стандарт прошлого поколения из-за того, что тот был в металлическом корпусе. "Пластмассам в наше время доверять нельзя", - вздыхал этот владелец инжиниринговой фирмы.

Господи! Почему нельзя доверять пластмассам? Ну, вот древний, как обсидиановый нож, полиметилметакрилат. Разбираясь давеча с кузеном в родительских гаражах, разглядывали в дядиных бумагах проспекты американских стоматологов начала 1950-х. Те радовались, что "прозрачная броня" военных самолётов пришла ныне в зубопротезирование. То есть бронестекло из полимера сделать можно. Искусственный зуб, который подвергается регулярным и суровым нагрузкам, – тоже. А дисплейчик электронной книжки – нельзя? Хм…

Но в вышеупомянутой "железной" книжке металлическим был, конечно, корпус. То есть хрупкий дисплей в обоих случаях был стеклянным (то есть даже и не полимерным, и не кристаллическим, а просто аморфным, переохлаждённой жидкостью…). А в чём достоинства корпуса из металла? В чём превосходство его перед пластмассой?

Ну, некоторые дизайнерские устройства, фрезерованные из алюминия, пребывают скорее в родстве с алюминиевыми ювелирными изделиями девятнадцатого столетия. (О том, что алюминиевые миски-ложки были атрибутом советского общепита наихудшего разряда, деликатно умолчим.) С точки зрения прочности – чем они хороши? Да ничем. Подавляющее большинство гражданских пистолетов с девяностых годов прошлого века делаются в пластмассовых рамках. Да и армейские глоки, ГШ-18 – тоже… И горные лыжи: в районе креплений – пластик…

И – ничего. Всё работает. Несмотря на высочайшие нагрузки, безметалличность и технологичность. Потому что спроектировано с учётом механических нагрузок. (Можно припомнить забавный маркетинговый ход производителей пленочных зеркалок: предлагая старшие модели, они гордо акцентировали внимание на металлическом байонете крепления объектива. Народ вёлся исправно, даже те, кто обходился единственным объективом, так что истереть байонет не мог никак – все эти устройства устарели морально в идеальном состоянии…)

Ну вот электронные книжки. Устройство, которое должно сопутствовать человеку. Когда может почитать житель мегаполиса, тратящий пару часов утром и пару часов вечером в транспорте? Да только во время этого процесса. В метро, в автобусе, на остановке, если хватает света. То есть тряска, удары, атмосферные осадки, конденсат… А на отдыхе – и морские, солёно-агрессивные брызги; и роса с туманом; и песок… И барышни любят читать в ванне, топя книгу (и телефон) в момент звонка по последнему…

В шестидесятые годы прошлого века в пляжных городках периодически начинали печатать газеты и комиксы "для аквалангистов", а реально для любителей стоять по пояс в море, нечто перелистывая. Печатались они на пластике, несмываемой краской. А кто мешает довести до такой кондиции электронные книжки? Посмотрите: в модельных рядах цифровых фотоаппаратов присутствуют пляжные модели, способные работать на глубине нескольких метров в солёной воде. А в фотокамере есть и прецизионная механика, и оптика. То, чего в книжке нет по определению.

Разница в цене таких пылевлагоустойчивых камер, конечно, есть плюс, но не сказать, чтобы такая уж драматичная. А уж в книжке "неубиваемой" расходы на более тщательное конструирование, на комплектующие, на технологическую подготовку производства вполне будут скомпенсированы даже не ценой устройства, а резко возросшими продажами. Думаете, о хрупкости узнают только владельцы? Да нет. Недавний обладатель и-бука, сброшенного дитём с подоконника, шумно скорбит и стенает до приобретения следующего устройства. Так что достоинства устройства стали уже привычными, а недостатки, вызванные его лишением, становятся очевидными широкому кругу друзей и знакомых.

А ведь нельзя и-бук считать только молодёжным устройством. Вон, в Штатах говорят, что бумажные книги выживают только благодаря привычке к ним поколения беби-бумеров. А вот в наших широтах родственницы и под восемьдесят, и за девяносто успешно освоили электронные книжки. Даже при наличии набитых книгами шкапов не надо лезть на полку за текстом Дмитрия Наркисовича там или Бабушки Агаты. С карточки извлечь проще, не вылезая из кресла… Да и шрифт-то в книге один. От начала и до конца. А в и-буке он легко варьируется в зависимости от освещения, от усталости глаз. А это в серьёзном возрасте весьма важно. Но аккуратность и бережливость российских бабушек начинает уступать проблемам с координацией. Так что и для этого сегмента рынка прочность была б немаловажной.

Нельзя сказать, что производители электронных книг об их хрупкости не знают. С 902-м и 903-ми Pocketbook'ами поступает указание: не давить на экран шибче ньютона. (Что заставляет между употреблениями держать это устройство, дающее возможность полноценно читать научную литературу, в закрытом ящике стола, по принципу "поиграл в алтын и за щёку".) Но от этого не легче…

Так, может, производителям электронных книг и потребительской электроники всё же стоит вспомнить сопромат? Полезная наука была!

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.