Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Кафедра Ваннаха: Робот и МОТ

АрхивКолонка Ваннаха
автор : Михаил Ваннах   12.08.2011

Слово "робот" придумали братья Чапеки, и мир узнал о нём из пьесы Карела Чапека "R.U.R.". Но само по себе оно очень старо и на чешском обозначало одну из феодальных повинностей Австро-Венгерской империи.

Есть в современном мире забавный реликт Лиги Наций. Называется он Международная Организация Труда. Учредили МОТ аж в 1919 году. В рамках Версальского договора. Той его намеренной благими намерениями части, которая порывалась сделать Первую мировую войной, которая покончит с войнами.

Реальной-то задачей, которую навязали победителям Британия и Франция, переигравшие на своём поле молодую американскую дипломатию Вильсона, не избавившуюся ещё от юношеского идеализма, было обобрать Германию и как можно плотнее оттеснить Россию… Поэтому создатели Международной организации труда декларировали намерение достигнуть всеобщего и прочного мира "на основе социальной справедливости" и улучшить существующие условий труда.

Достигнуть этого предполагалось регламентацией рабочего времени, включая установление максимальной продолжительности рабочего дня и рабочей недели; регламентацией набора рабочей силы путём борьбы с безработицей; установлением гарантий заработной платы, обеспечивающей удовлетворительные условия жизни. Именно так было записано в Уставе МОТ, и именно такие принципы подтвердила Генеральная конференция МОТ в Филадельфии (Пенсильвания, США) в 1944 году, оформившая переход эстафетной палочки международной бюрократии от усопшей Лиги к новомодной ООН.

Деятельность МОТ осуществляется путём приёма конвенций, обязательных для исполнения государствами-членами, которые их ратифицировали. Полный список конвенций читать довольно занимательно. Перед нами проходит история техники. Так, Конвенция №13 принятая в 1921 году, говорит об использовании свинцовых белил в малярном деле. А Конвенция №15 от того же года говорила о минимальном возрасте допуска подростков на работу в качестве грузчиков угля или кочегаров на флоте. Сегодня такого не встретишь… Но – по очень простой причине. Технология сделала такие материалы и такой труд ненужными, заменив их иными решениями.

Первая автоматизация оставила свои следы в конвенциях МОТ. Вот, скажем, в 1934 году была принята Конвенция №43 о продолжительности рабочего времени на автоматических заводах листового стекла…

Некоторые конвенции не воплощены в нашей сегодняшней жизни – скажем, принятая ещё в 1935 году Конвенция №47 о сокращении рабочего времени до сорока часов в неделю (вон Компьюлента пишет, что более чем пятидесятичасовая неделя алкоголизм провоцирует…). Так в соседнем торговом центре продавщицы работают семь дней в неделю по одиннадцать часов. С двумя выходными в месяц. И, кстати, очень боятся потерять свое место. Так что про конвенции о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска они и не заикнутся. (Правда, нормы Конвенции №127 о максимальном грузе, допустимом для переноски одним трудящимся, барышни не нарушают – спины у них сорваны уже давно…)

Споры вокруг некоторых конвенций крайне забавны. Скажем, Новая Зеландия денонсировала Конвенцию №89 о ночном труде женщин в промышленности. По мнению хоббитской страны, абсурдно запрещать ночную работу на фабриках и в то же время разрешать её в куда более опасных ночных барах и стриптиз-клубах… Задуматься о других жутковато. Как, скажем, соотносятся нормы Конвенции №115 о защите трудящихся от ионизирующей радиации с тем, что пришлось пережить ликвидаторам аварии на Чернобыльской атомной станции?

Но в целом о парадигме МОТ достаточно запомнить одно: по мнению основателей этой организации, труд не является товаром! Или, по крайней мере, не должен являться таковым… Запомним это – и пойдём дальше.

Ну а дальше у нас – робот. Машина или искусственная биологическая модель с антропоморфным поведением, которая частично или полностью выполняет функции человека на производстве или в сфере услуг. Роботы-сварщики и роботы-пылесосы известны широко. Они, конечно, машины. Но после опытов Крейга Вентера по перепрограммированию бактерий можно ждать и появления биологических роботов. Итак, давайте посмотрим, как соотнесутся роботы с деятельностью такой организации, как МОТ.

Слово "робот" для обозначения искусственной антропоморфной системы (биологический, кстати) придумали братья Чапеки. И мир узнал о нём из пьесы Карела Чапека "R.U.R.". Но само по себе это слово очень старо. Оно на чешском обозначало одну из феодальных повинностей Австро-Венгерской империи. Как соотносится с ним наш "Ярем барщины старинной", сказать трудно: очень уж различаются формы феодализма. Но вряд ли robot означал что-то хорошее, ведь rob обозначает раб. Так что для обозначения эвентуальных антропоморфных систем Чапеки взяли термин из феодального прошлого. И, видимо, взяли удачно.

Дело в том, что МОТ пытается избежать превращения труда в товар, вводя или пытаясь вводить всякие ограничения. Ну а робот – это не только конкретный труд, превращённый в товар, но и ставший товаром носитель способности к этому труду. Робот в нынешнем ограниченном виде продаётся, а завтра будет продаваться так же, как некогда продавался на рынке раб. Ограничения на его эксплуатацию чисто технические, а не юридические или моральные. (Нет, какие-то моменты человечности возможны – ну как тёплое отношение к стоящему на даче ламповому приёмнику, уютно помаргивающему "кошачьим глазом" индикатора настройки, но это – частности…)

Появление универсальных роботов сделает то, чего МОТ пыталась избежать, – отныне и вовек превратит труд в товар. В товар абсолютный, универсальный, совсем по Марксу. И это – неизбежно. Вне зависимости от того, когда это произойдёт. В 2020-м году, на который прогнозируют появление тысячедолларовых компьютеров с мощностью человеческого мозга, или в 2038-м, к которому относят появление на дорогах роботов-водителей.

Скажем, сегодня на рынке доступны багетные автоматы. Вот пыталась МОТ когда-то регламентировать ночную работу в булочных (Конвенция №25), ну а ныне покупателя хрустящим багетом снабдит автомат. В любое удобное для потребителя время. Так и рабочие места водителей такси и маршруток займут роботы (что только пойдёт на пользу общественному транспорту и дорожному движению). И качество строительных работ резко возрастёт с переходом их в руки автоматов. Которым, кстати, ночные работы не страшны.

Но мир этот (который неминуемо создаст технология) будет неизбежно отличаться от привычного нам. В нём прорастут совершенно иные производительные силы, которые изменят сначала производственные отношения, а потом и всю структуру социума. Могут вернуться отношения, присущие как феодальному, так и рабовладельческому обществу. Какие именно, сказать трудно. Но ясно одно: остановить эти изменения какими-либо конвенциями не удастся.

Экономический интерес неизбежно окажется старшей мастью в этой игре. Ведь упомянутые выше продавщицы с семидесятисемичасовой рабочей неделей - как они себя ведут, когда в их сарай приходят сотрудники трудинспекции? Полагаете, кидаются им навстречу, приветствуя своих освободителей и защитников? Отнюдь! Кто убегает прятаться в санузел, спешно закрыв лавчонку-бутик. Кто выдаёт себя за покупательницу. Кто предъявляет документы жены владельца лавки, имеющей раза в три больший вес, нежели ларёчная сиделица… Они готовы работать на любых условиях!

Но как только роботы станут дешевле, вопрос о найме окажется решённым. В пользу минимальных издержек. Так же, как и любого прочего товара. И к этому надо готовиться. И не только тем, кого заменит железный человек, но и всем тем, кто может столкнуться с вызванными такими процессами социальными катаклизмами.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.