Александр Амзин: Лёгкий способ бросить всё
АрхивКолонка АмзинаУ художника Дэйва Келлетта есть замечательный комикс - The History of Computer Interface Design. Главный герой сидит перед стареньким компьютером и возмущается: неужели он обязан вбивать команды руками? Должен быть и иной путь!
Тот же герой, уже за iMac, возмущается: неужели он всё время должен двигать мышкой? Наконец, тот же лентяй с планшетом – ему предсказуемо не нравится елозить пальцем по экрану. На последней картинке он валяется в кресле, крутит пальцем в воздухе, а компьютер, разобрав мычание, готовит главгерою сэндвич.
…В начале девяностых мне было десять-двенадцать лет и у меня был советский аналог IBM PC XT - EC-1841 с операционной системой MS-DOS. Главным – и понятным – интерфейсом общения с ним был файловый менеджер Norton Commander.
Помню, родители предложили перейти на другую систему. Не то чтобы более мощная, она была гораздо серьёзнее, академичнее и ни с чем не совместимее. Тот компьютер простоял у нас пару дней и довёл меня до слёз тем, что не предлагал таких игр, которые были на моём IBM-совместимом компьютере.
Сейчас, ретроспективно, я понимаю вот что. Разница между теми двумя компьютерами была в состоянии ума и восприятия, необходимого для управления. Привыкнув к красивым картинкам и визуальному управлению содержимым, очень трудно сделать шаг в сторону – к командной строке.
Чем дальше ты идёшь по этому пути, тем уже колея. Страшная, как смерть, Windows первых версий задала вектор движения для умов сотен миллионов пользователей. Те, кто туго учился пользоваться мышкой, не то что клавиатурой, теперь переключаются на сенсорные интерфейсы – неудобные для задач, связанных с обработкой текстов.
Но таких задач остаётся всё меньше: короткое письмо можно написать и на планшете; в какой-то момент видеопочта всё же займёт значительную долю в личных коммуникациях; документ чаще всего нужно просто читать. Не все пишут длинные тексты или программный код. Зато картинки рассматривает каждый второй, а музыку слушает каждый первый. Про игры нечего и говорить.
Самое удивительное в том, что мы с жалостью и презрением смотрим на те способы общения с компьютером, которые казались единственно правильными. Замените кассирше её DOS-интерфейс на терминале, и через полгода она забудет, что несколько лет проработала за ним.
Иногда это ощущение устарелости окружающей пользователя инфосферы появляется и на самых современных сервисах. Недавно, заглянув в свою почту на Gmail, я пережил нечто невообразимое: мне вдруг стало кристально ясно, какими глазами на этот этот инновационный интерфейс будут смотреть в 2015, 2016, 2020 годах. Обилие линков, неудобный список писем, фирменный, немного неряшливо-программистский стиль Google – это наваждение длилось несколько секунд.
Через десять лет интерфейс какого-нибудь iPad будет выглядеть бесконечно устаревшим и непонятным. Порог обучения пользователей работе с устройствами при этом не обязательно сильно понизится – в колдовской машине останется достаточное количество непонятных вещей.
Характерным примером в этом смысле является иконка дискеты, обозначающая сохранение файла. Уже около десяти лет существуют компьютеры, которые не оснащались дисководами. За это время компьютеры купили десятки миллионов людей. Как минимум пара миллионов из них не понимает этой символики.
Забавно, но инерция мышления настолько сильна, что в даже таких символах облачного будущего, как Google Docs или Word Web App, можно найти дискету. Как вообще объяснить концепцию сохранения файла пользователям мобильных устройств, привыкшим, что их данным ничего не грозит в случае неожиданного выхода из приложения?
Огромное количество обозревателей новой Mac OS X Lion, бурля праведным гневом, обиделись на Стива Джобса, волею которого привычное направление прокрутки документов сменилось реверсивным. Посадите за компьютер маму. Вы увидите, что именно такой способ является для неё, привыкшей к бумаге, естественным. Можно с некоторой долей уверенности прогнозировать, что через десять лет пользователи будут чертыхаться, запустив старую программу с кажущейся нам нормальной схемой прокрутки.
То же со старыми играми. Те, кто играл лет десять назад, помнит состояние ума, необходимое для получения максимального удовольствия. Его коллега, приобщившийся к интерфейсам "человек-машина" чуть позже, с непониманием наблюдает, как тот возится с очевидным старым хламом.
Пользователи постоянно привыкают и отвыкают от всё новых сценариев действий для удовлетворения своих запросов. Например, если раньше для поиска нужных файлов дозванивались на BBS, а позже – бродили по некоторому списку FTP-серверов, сейчас эту потребность закрывают гораздо более простые в обращении торренты и сервисы потокового воспроизведения музыки и видео. (Кстати, вы уже встречали людей, которые, привыкнув к YouTube, не знают, что такое "скачать"? Я - да.)
Эти самые сценарии радикально меняются раз в несколько минут – достаточно вспомнить почти исчезнувшее "перезвони мне" мобильной связи, укладывающееся в трёхсекундный бесплатный интервал.
Меня беспокоит вот что. Эти самые сценарии, как говорилось выше, требуют определённого настроя, запоминающегося исключительно тем, кто их применяет. Может ли быть так, что вместе со сменой этих бесконечных концепций – клавиатурной, мышиной, пальцеориентированной – мы что-то теряем?
И речь, конечно, не об иконке дискеты.