Кивино гнездо: Преступления без наказания
АрхивКивино гнездоНовые исследования свидетельствуют о парадоксальном эффекте жестоких компьютерных игр. Подобные развлечения не увеличивают, как обычно предполагается, а скорее снижают уровень преступности.
Есть в США интересный человек по имени Фред Беркс, выбравший для себя довольно своеобразное занятие. На сайте гражданского журнализма Examiner.com он уже не первый год методично ведёт персональный аналитический раздел, сфокусированный на важных темах, которые власти и центральные средства массовой информации предпочитают не затрагивать и тем более не обсуждать в подробностях.
Беркс, к примеру, пишет о десятках миллиардов долларов наличными, которые после свержения Саддама Хуссейна отправлялись из США в Ирак самолётами, а затем, согласно финансовой отчётности, в значительной доле (6,6 миллиарда в пачках стодолларовыми банкнотами) "пропали" неизвестно куда. О том, как корпорация Monsanto, флагман генетической модификации организмов, давит производителей натуральных продуктов и проплачивает "научные" публикации в поддержку ГМО. Или о том, как набирается всё больше свидетельств и документов, согласно которым теракты 11 сентября 2001 года на самом деле были "inside job", то есть операцией, задуманной и реализованной по секретному плану людей из высшего американского руководства.
Обычно таких персонажей как Беркс, принято сходу зачислять в категорию чокнутых конспирологов. Большая разница между ним и обычным конспирологом, однако, заключается в том, кем Беркс работал до недавнего времени и как именно он делает своё нынешнее дело.
По основной профессии Беркс - переводчик с индонезийского языка, причём профессионал настолько высококлассный, что начиная с середины девяностых он долгое время был личным переводчиком в переговорах высшего американского руководства: президентов Билла Клинтона и Джорджа Буша, вице-президентов Эла Гора и Дика Чейни. На мероприятиях такого ранга, естественно, переговоры могли носить любой уровень конфиденциальности.
То есть Беркс прекрасно понимал, что такое гостайна, и никаких проблем с её соблюдением у него поначалу не возникало. Проблемы начались, когда в администрации Буша решили подкрутить "режимные гайки" и потребовали от переводчиков, чтобы они подписали обязательства, строго запрещающие им разглашать вообще любую информацию, ставшую доступной по работе, - вне зависимости от того, секретные это сведения или какие-то ещё. На такие ограничения Беркс не согласился, за что и был тут же отлучён от Белого дома.
Произошедшее не могло не повлиять на следующее занятие Беркса, и теперь он с особым вниманием стал интересоваться публикациями важных фрагментов информации, которые проскакивают, бывает, в центральных СМИ или в официальных документах, но при этом не получают в обществе того резонанса, которого явно заслуживают.
Именно на эту задачу и нацелен созданный Фредом Берксом сайт US Intelligence Examiner. Здесь нет никаких слухов, гипотез и домыслов. А есть лишь исключительно подборки ссылок на официальные публикации в солидных общеизвестных средствах информации, снабжённые аннотациями с кратким изложением сути документов. Сути, как правило, весьма неординарной, а уж когда всё это аккуратно собрано - так и просто способной ошеломить неподготовленного к правде читателя.
Вся эта преамбула понадобилась вот по какой причине. На сайте Фреда Беркса уже неоднократно (повторы для недогоняющих - это его фирменная фишка) внимание публики привлекалось к необычному факту. Согласно официальным данным ФБР и американского министерства юстиции, в США уже два десятка лет отмечается стабильное снижение уровня преступности. Динамика этого процесса настолько отчётлива, что, к примеру, сейчас у среднестатистических американцев шансы быть убитыми или ограбленными с применением оружия уже в три раза меньше, чем были в начале девяностых годов.
Необычность же этого факта заключается в том, что и власти, и СМИ об этой вдохновляющей тенденции говорят как-то очень редко и неохотно. Одно из возможных объяснений для столь странной реакции на хорошую новость заключается в том, что причины и природа происходящего остаются совершенно неясными. Точнее, принципиально разных объяснений выдвинуто уже очень много, но ни одно из них до последнего времени не выглядело более убедительным, чем остальные.
Новая идея похожа на правду и подкреплена весьма убедительной математикой обсчётов. Она появилась совсем недавно, в апреле 2011, и непосредственно увязывает устойчивый спад уровня преступности с неуклонным ростом популярности компьютерных игр.
Исследовательская статья, подготовленная коллективом авторов из Техаса и Германии, специализирующихся на пограничной области между экономикой и психологией, носит название "Понимание эффектов жестоких компьютерных игр на преступность с применением насилия" (Understanding the Effects of Violent Video Games on Violent Crime, by Scott Cunningham, Benjamin Engelstätter and Michael R. Ward).
В предисловии к своей работе авторы отмечают, что практически все предшествующие психологические исследования неизменно находили положительную связь между жестокой компьютерной игрой и проявлениями агрессивности игроков. Однако такие исследования не давали свидетельств ни об эффектах этой агрессивности при замене видеоигр на другие виды деятельности, ни о том, что для игры в жестокие игры отбираются, возможно, люди, более склонные к насилию. Иначе говоря, предыдущим лабораторным исследованиям явно не хватало "внешней достоверности", то есть привязки испытуемых к их жизни во внешнем реальном мире.
В нынешнем исследовании учёные уделяли особое внимание взаимосвязям между преобладанием жестоких игр и динамикой преступности в реальном мире. Полученные в итоге результаты оказались согласующимися с двумя на первый взгляд противоположными эффектами. Во-первых, они поддерживают выводы о поведенческих эффектах (связь между агрессивностью и жестокой игрой), как и в предыдущих исследованиях.
Во-вторых, они указывают на более значительный эффект "добровольной недееспособности" (voluntary incapacitation), благодаря которому активная игра как в жестокие, так и в обычные игры снижает уровень преступности. Формулируя проще, интересные видеоигры удерживают агрессивных молодых людей от шатания на улицах и, таким образом, побочно предотвращают их участие в известного рода деятельности, приводящей к преступлениям. Если же оценивать этот эффект в целом, то жестокие игры ведут к снижению преступлений с применением насилия.
Как эта взаимосвязь выводилась в цифрах? Учёные тщательно проанализировали собранные за несколько лет данные об объёмах еженедельных продаж среди наиболее популярных жестоких игр. А затем по календарю сравнивали эти цифры с еженедельными сводками о преступлениях с применением насилия из базы данных NIBRS, Национальной системы отчётности о происшествиях (National Incident Based Reporting System).
В результате этого сравнения исследователи обнаружили, что количество криминальных происшествий, регистрируемых правоохранительными органами, действительно уменьшается в отчётливой взаимосвязи с продажами игр, замешанных на насилии. То есть как только на рынке появляется очередная массово раскупаемая кровавая стрелялка, в реальной жизни тут же падает число убийств и жестоких разбойных нападений.
Поясняя эту неочевидную доселе взаимосвязь, авторы комментируют свои результаты так: "Для большинства исследователей, работающих в данной области, вполне логично было подразумевать, что если погружение человека в жестокую среду вызывает в нём агрессивность в лабораторных условиях, то это, следовательно, вызывает агрессивность и тогда, когда аналогичное воздействие происходит вне лаборатории - включая и все прочие последствия агрессивного поведения, такие, как преступления и насилие. Мы же в своём исследовании показываем, что прежние лабораторные эксперименты совершенно не изучали эффекты времени, затрачиваемого на собственно занятия видеоиграми, - что естественным образом блокирует реальную активность с применением насилия и глубоко затягивает индивидуальных геймеров в продолжительное играние. По этой причине лабораторные исследования оказываются никудышным предсказателем итоговых общественных эффектов от жестоких игр. Соответственно они сильно переоценивают воздействие игр на агрессивность и преступность".
Если переформулировать итоги этого исследования чуть иначе, то получается вот что. Как известно, жёсткое преследование государством общераспространённых в народе занятий, которые объявляются криминальными - вроде антиалкогольного "сухого закона" в США или нынешней "войны с наркотиками", - неизменно приводит к заметному росту преступности, практически никак не снижая масштабов проблемы. А ныне активно звучат призывы к строгим ограничениям и контролю за продажами в отношении жестоких игр - в надежде, что это поможет в борьбе с преступностью.
Учитывая же последнее открытие, может оказаться так, что эффект от подобных запретов окажется прямо противоположным. То есть затруднение для молодёжи доступа к жестоким видеоиграм приведёт к возрастанию насилия на улицах. Ну и соответственно наоборот - чем более притягательными и захватывающими делать кровавые приключения в виртуальном мире, тем спокойнее, быть может, станет людям жить в мире реальном.
И чтобы у читателей не было ощущения, будто в качестве единственно верного объяснения проблемы им подсовывают какие-то отнюдь не бесспорные математические корреляции (ну и вообще, для полноты картины), имеет смысл ознакомиться с существенно иными версиями механизма, способного, возможно, снижать уровень преступности в обществе.
Одна из гипотез (далеко не самая популярная, впрочем) предполагает, что среди главных причин происходящего надо учитывать историческое решение Верховного суда США от 1973 года, в результате которого для американских женщин радикально возросла доступность легальных абортов. Благодаря этому у матерей-одиночек из необеспеченных семей стало рождаться меньше нежелательных детей. Соответственно спустя двадцать лет стало заметно меньше криминально ориентированных молодых людей из неблагополучных слоев общества.
Согласно другой гипотезе, важным фактором, стоящим за падением преступности в девяностые годы, могло стать то, что благодаря активному строительству новых тюрем в восьмидесятые за решёткой в тот период стало оказываться больше преступников. Следовательно, попав в заключение, они не имели возможности совершать преступления на свободе. Оппоненты этой теории резонно указывают, что падение преступности устойчиво продолжилось и после того, как бюджетные сокращения стали удерживать численность заключённых на примерно одном и том же уровне.
Имеется также гипотеза, которую условно можно назвать "химической". Здесь падение уровня преступлений связывают со снижением уровня свинца в бензине. Согласно медицинским исследованиям о воздействии паров такого бензина на детей, даже сравнительно небольшие степени подобного воздействия могут приводить к серьёзным поведенческим проблемам, сокращению уровня интеллекта, гиперактивности и детскому хулиганству. Поэтому предполагается, что есть основания увязывать законодательное снижение доли свинца в бензине между 1975 и 1985 годами со снижением преступности двадцать лет спустя.
Имеется и довольно популярная "сложносоставная" гипотеза, согласно которой снижение доли преступлений, отмечающееся с начала девяностых, во-первых, можно отчасти объяснить падением спроса на крэк именно в тот период. Как результат целого комплекса усилий - включая широкое распространение информации об опасностях использования крэка и активное противодействие полиции - вместе со снижением спроса на крэк заметно уменьшилась и доля насилия, связанная с распространением этого наркотика.
Когда же влияние крэк-фактора уменьшилось, предполагают теоретики, в действие мог вступить следующий фактор, получивший название "эффект Обамы" - как объяснение удивительному спаду преступности за последние годы. Все ожидали, что в связи с кризисом 2008-го и ростом безработицы в обществе соответственно начнет расти и преступность. Однако этого не произошло. Чем же ещё особенным отличались 2008-2009 годы? Возможно, первый чернокожий президент мог вдохновить на более достойную жизнь чёрных и цветных молодых людей из той категории, что обычно даёт непропорционально большую долю в арестах за грабежи и убийства...
В ответ на подобные теоретизирования критики тут же указывают, что реальная картина не вписывается в подобную схему. Потому что значительный спад преступности наблюдается, к примеру, и в городе Феникс, столице штата Аризона, где доля чёрного населения совсем невелика.
Да и вообще, в подавляющем большинстве как уже упомянутых, так и прочих версий-объяснений картину снижения преступности пытаются привязать к реалиям локально американской истории, в то время как на самом деле аналогичные тенденции отмечаются и в других странах мира, свидетельствуя о глобальной картине происходящего (см., к примеру, созвучную публикацию английской газеты Guardian за 2010 год). Иначе говоря, причины происходящего надо искать в каких-то общемировых переменах социальной жизни человечества, а не в частных фактах истории той или иной конкретной страны.
Например, чего не было у человечества до 1991 года, а потом довольно быстро стало доступно почти всем? Среди прочего, именно в это время стали появляться первые игры-шутеры от первого лица...
Причём речь здесь идёт далеко не только о факторе влияния на убийства и грабежи с применением оружия. Согласно уже упомянутой статистике ФБР, где динамика преступности учитывается по девятнадцати разным категориям, почти все разновидности криминальных деяний - кроме четырёх - испытывают внушительное понижение уровня в течение последних 15-20 лет.
Некоторые из этих показателей выглядят даже более впечатляюще, чем падение числа убийств. Например, по данным ФБР, уровень изнасилований в стране сейчас аж в шесть раз ниже, чем был двадцать лет назад. Это, естественно, наводит на мысль: а не пора ли более чётко устанавливать взаимосвязи между массовым распространением доступа к интернету с его легкодоступной порнографией и очевидным падением преступности на сексуальной почве?