Дареджан Митяева (Newstube) о рынке видеоновостей
АрхивИнтерактивПродюсер новостного видеопортала Newstube делится опытом опытом трансляции теленовостей в интернете и рассказывает о спросе на видеоновости в регионах РФ.
- Расскажите, пожалуйста, как возникла идея создать видеохостинг сугубо новостной направленности?
- Идея возникла года три назад. В то время на рынке не было ни одного видеопортала, который бы объединял новостной видеоконтент телеканалов и специализировался именно на видеоновостях. Были фильмы, музыка, но не было новостей. То есть перед нами открывались все просторы свободной ниши, и мы имели все предпосылки создать в этой области успешный проект.
Дело в том, что Newstube был создан на базе b2b-проекта, который представлял собой закрытую систему обмена новостями и сюжетами между телеканалами. К моменту появления видеопортала у нас уже была накоплена серьёзная, большая и, главное, уникальная база новостных сюжетов. Поэтому решение о трансформации проекта из b2b в b2c было вполне логичным. Более того, у нас было чёткое понимание, что подобный сервис будет интересен широкому кругу пользователей. И это предположение впоследствии подтвердилось.
Дареджан Митяева, Newstube.
- То есть поставщики материалов для Newstube - это ваши прежние партнёры по b2b-сервису, верно?
- Да, это так, но не только. Сейчас мы сотрудничаем с более чем пятьюдесятью каналами, в то время как на момент появления проекта их было меньше десятка. Причём нашими партнёрами являются не только федеральные каналы, но и региональные и зарубежные
- BBC, Euronews, каналы Средней Азии, Молдовы, Украины, Закавказья.
- К чьему-либо опыту вы присматривались, когда запускали сервис?
- Newstube в этом смысле абсолютно уникальный, потому что объединяет в себе лучшие стороны двух форматов
- видеохостинга и онлайн-СМИ. Так что когда мы запускали проект, присматривались к каждому из этих направлений: отдельно анализировали онлайн-СМИ, отдельно - видеохостинги. Нашей целью было сделать такую интеграцию между ними, которая была бы удобна пользователям и объединяла бы плюсы обоих направлений.
- Сохранился ли каким-либо образом исходный b2b-сервис?
- Эта система продолжает существовать внутри Newstube.ru. По сути, любой желающий может заключить с нами контракт и получить исходники имеющихся у нас материалов в эфирном качестве или в качестве, подходящем для размещения в Сети. Конечно, не все телеканалы разрешают передавать свои телесюжеты другим каналам, но если это возможно, то через нашу систему их можно заказать.
- Это только новости или и какие-то другие передачи?
- Это новости, информационные передачи, документальные фильмы, интервью, репортажи - в нашем архиве больше 450 тысяч сюжетов начиная с 1994 года.
- Примерная ваша аудитория на данный момент среди пользователей интернета?
- По статистике TNS Gаllop, у нас 2,5 миллиона уникальных пользователей в месяц.
- Откуда приходит большая часть?
- Естественно, это Москва и центральный регион, но могу сказать, что нас смотрит и довольно большое количество зрителей из регионов, стран СНГ и дальнего зарубежья.
Распределение аудитории Newstube по России и миру.
Завоевание аудитории в регионах - одно из наших приоритетных направлений, так как число пользователей интернета здесь растёт очень быстрыми темпами и люди хотят не только смотреть локальные новости, но и иметь доступ к информации в полном объёме наравне со столичными жителями.
- Существует довольно распространённое мнение, что интернета в регионах довольно мало, а с широкополосным доступом вообще всё плохо; по крайней мере, пару лет назад об этом говорили достаточно активно. Newstube, как и любой видеохостинг, предполагает наличие у конечного пользователя довольно широкого канала. Насколько, по вашим оценкам, ресурс доступен для пользователей в регионах РФ?
- Мы с самого начала работали над тем, чтобы наши видеосюжеты были доступны всем. Очевидно, что если интернет очень плохой, то просмотр невозможен, но в целом совершенно не обязательно иметь выделенный канал или какие-то уникальные линии, чтобы смотреть новости на Newstube.
- А какова минимальная толщина канала?
- Для того чтобы смотреть новости в идеальном качестве, нужен мегабит в секунду. Можно смотреть и с меньшей толщиной канала, но с гарантией - не меньше мегабита.
Насчёт проблем с интернетом в регионах могу сказать, что не всё так плохо. Мы делали аналитику, и, действительно, если два года назад это была проблема и зрителей из регионов у нас было очень мало, то сейчас их количество увеличивается, и это не может не радовать. Поэтому, я думаю, что тут надо говорить не о том, могут или не могут региональные жители нас смотреть, а о том, что в регионах есть огромный потенциал и он очень быстро реализовывается.
- Насколько высок спрос у региональной аудитории?
- Там гораздо более активная аудитория. В Москве огромное количество телеканалов, которые можно смотреть, а в регионах есть только центральные каналы и местное телевидение. Поэтому очевидно, что они больше жаждут новостей, так как хотят иметь информацию обо всём, причём независимую информацию.
Второй момент связан с тем, что для жителей регионов теленовости в интернете в новинку и они очень активно реагируют на них. Мы общаемся с нашими поклонниками в Facebook, LiveJournal и в других социальных сетях и замечаем, что пользователи из регионов гораздо активнее идут на контакт и участвуют в обсуждениях.
- Задумывается ли Newstube о создании собственного контента?
- Это не наша ниша и не наша миссия. В России очень много телеканалов - не только федеральные, которые все знают, но и региональные каналы, которые часто делают очень острые, интересные передачи. Наша задача - показать это. Показать те сюжеты, которые невозможно увидеть по телевизору. Например, в Москве физически невозможно посмотреть новости Липецка, и никто о них просто не знает. Насаждаются новости федеральных каналов, а на самом деле новостной повод освещается разными каналами совершенно с разных сторон, и для того, чтобы получить всю полноту информации о событии, надо смотреть не только телеканал "Вести", но и Euronews, BBC и т.д.
- Вот это, кстати, достаточно большой вопрос, потому что в принципе информации очень много, поток крайне плотный (особенно для пользователей интернета) и сориентироваться в нём достаточно трудно. Вы каким-либо образом над этим работаете? Осуществляется ли у вас какая-либо фильтрация контента?
- Да, мы очень много работаем над этим. Ежедневно выделяем в общем потоке новостей топовые новости, делаем отдельные темы, куда собираем сюжеты разных каналов. В созданные видеотемы мы добавляем новые сюжеты и сюжеты из архивов. Если не каждая тема, то большинство из них имеет под собой какую-то историческую основу, то есть то, что предшествовало тому или иному событию.
- А по каким признакам определяется, топовый это материал или нет?
- Редакция Newstube старается выбирать те новости, которые действительно могут быть интересны нашей аудитории, пусть они даже не очень активно освещаются по центральному телевидению. Никакой цензуры у нас нет. Мы прежде всего ориентируемся на наших зрителей.
- С какой задержкой сюжеты, вышедшие на ТВ, появляются у вас?
- Примерно полчаса-час. Нужно время на оцифровку сюжета. Мы работаем над тем, чтобы сократить и этот промежуток, но это зависит скорее не от нас, а от телеканала-поставщика.
- В какие часы больше всего смотрят новости именно у вас?
- Мы обратили внимание, что в основном люди смотрят новости, когда приходят на работу, то есть где-то в 10-11 утра, чтобы понять, что происходит в мире. Второй пик приходится на время с 19 до 21 часа, когда люди приходят домой с работы и включают не телевизор, а компьютер или ноутбук.
- Как вы считаете, могут такие ресурсы, как ваш, поколебать, так сказать, нынешнюю монополию телевидения на подачу видеоновостей?
- Новостные порталы не стремятся заменить телевизор. Вопрос стоит не в том, чтобы поколебать монополию, а в том, чтобы выработать стратегию интеграции телевидения и интернета. Все ведущие телеканалы активно работают в интернете, развивают свои интернет-представительства, делают в интернете какие-то проекты, которые не показываются по телевизору, поэтому мы скорее способствуем этой взаимной интеграции.