Kickstarter помогает обойтись без издателей
АрхивСтатьиС помощью Kickstarter ищут средства на съёмку фильмов и издание книг, разработку программ и журналистские расследования, необычные изобретения и такие проекты, которым трудно подобрать определение.
Если название Google стало синонимом выражения "искать в интернете", то название сайта Kickstarter постепенно превращается в синоним труднопроизносимого термина "краудфандинг" (crowdfunding), которым обозначают сбор денег по известному методу "с миру по нитке". С помощью Kickstarter ищут средства на съёмку фильмов и издание книг, разработку компьютерных программ и необычные изобретения, журналистские расследования и такие проекты, которым трудно подобрать общее определение.
В самой по себе идее краудфандинга нет ничего нового. В определённом смысле так можно обозвать даже попрошайничество в метро в стиле "поможите маме на операцию" (с большой натяжкой, правда). Но вот пример посерьёзнее: в 1997 году британская арт-рок-группа Marillion, сама того не ожидая, отправилась на гастроли. Это дорогостоящее предприятие, однако деньги нашлись. Поклонники Marillion без ведома группы собрали на это сразу шестьдесят тысяч долларов. Marillion понравилось: впоследствии поклонники не раз помогали команде найти средства на запись нового альбома. Оказалось, что это отличная альтернатива традиционному способу - финансированию с помощью звукозаписывающей компании.
Kickstarter предназначен для краудфандинга как раз того толка, которым занималась группа Marillion - то есть финансирования творческих проектов. Преимущество Kickstarter перед самостоятельным сбором средств заключается в том, что он даёт шанс даже тем, у кого нет готовой армии поклонников. Объявить о сборе средств на Kickstarter может почти каждый, а желающие помочь, как показывает практика, найдутся.
Как работает Kickstarter
1. Объявить о себе
Тем, кто хочет найти средства на свой проект с помощью Kickstarter, придётся сочинить и опубликовать исчерпывающее объяснение того, в чём именно заключается его замысел (и лучше - с видео). Далеко не всякая затея подходит для Kickstarter. Сайт не предназначен для бизнес-проектов или, например, благотворительности. Сотрудники Kickstarter просматривают все заявки перед публикацией и заранее отсеивают неподходящие.
Есть и другие ограничения. В качестве платёжного сервиса используется Amazon Payments, который позволяет получать деньги только жителям Соединённых Штатов. Kickstarter планирует открыть международную версию, но когда именно это произойдёт - неизвестно.
2. Никто не уйдёт обиженным
За каждый взнос полагается награда, причём чем крупнее пожертвование, тем она уникальнее. Принцип тот же, что с коллекционными изданиями, которые, как давно заметили популярные музыканты, пользуются хорошим спросом, который ничуть не страдает от пиратства.
В 2008 году группа Nine Inch Nails выпустила альбом Ghosts I-IV. сразу в нескольких версиях. Электронное издание можно было скачать задаром, за 75 долларов предлагались: Deluxe Edition с парой компактов, DVD с раздельными треками, диск Blu-ray с альбомом в HD-стерео и сопутствующим слайд-шоу, а также фотоальбомом в твёрдом переплёте. За триста долларов покупатели получали всё перечисленное плюс четыре виниловые пластинки и два отпечатанных на цветном принтере изображения, уникальных для каждой копии. Несмотря на солидную цену, 2500 трёхсотдолларовых экземляров разлетелись за считанные дни.
К каждому проекту на Kickstarter прилагается длинный список наград, часто - весьма оригинальных. Даже в том случае, если кому-то захочется пожертвовать не десять долларов, а десять тысяч, то и ему найдётся награда по заслугам. Возможно, именно в такой системе заключается одна из причин успеха Kickstarter.
3. Крайний срок
Ещё одна особенность Kickstarter - на сбор денег даётся не более полутора месяцев. При создании проекта нужно сразу заявлять срок и нужную сумму. Если деньги удаётся собрать вовремя, то кампания объявляется успешной и её зачинатель получает всё, что было перечислено. Если не хватает хотя бы одного доллара, то деньги возвращаются жертвователям.
Это стимулирует не жадничать, а просить необходимый минимум. Проект со слишком большими запросами не получит ничего, зато другие (и это происходит регулярно) набирают значительно больше нужного задолго до окончания установленного срока. Иногда случается, что полученный в итоге бюджет в десятки и сотни раз превышает изначальные запросы.
Когда деньги собраны, на долю Kickstarter приходится пять процентов (это единственное, на что претендует сервис; права на готовые проекты остаются за их авторами), примерно столько же берёт себе Amazon.
Один из наших соотечественников, российский художник Сергей Сафонов с помощью Kickstarter смог получить средства на собственный проект - игрушку-луноход Luno. Хотя требовалось всего четыре тысячи долларов, к заданному срок набралось на тысячу больше. Сергей Сафонов рассказал "Компьютерре", как это получилось.
- Расскажите, пожалуйста, о себе.
- Я художник и дизайнер персонажей, живу и работаю в Москве. Сфера моих творческих интересов довольно широка, от графики и иллюстрации до проектирования игр и программных продуктов, но придумывать персонажей и делать из них игрушки мне нравится больше всего.
- Что такое Luno? Просто ли это сувенирная игрушка или что-то, так сказать, сверх того?
- У меня есть проект, он называется "Луноход-1", с 2005 по 2010 год под этой маркой работал первый в России магазин дизайнерских игрушек, а Luno-Луноход был его талисманом. Игрушкой он стал в 2010 году, так как я подумал, что было бы интересно, чтобы магазин игрушек олицетворяла именно игрушка, но не игрушка - символ детства (кукла, паровоз, конструктор), а игрушка со своей собственной историей.
- Расскажите, пожалуйста, как возникла идея прибегнуть к помощи Kickstarter? Почему для финансирования проекта был выбран именно этот ресурс, а не что-то другое?
- Мой друг и партнёр, журналист Джереми Браутман (Jeremy Brautman) использовал Kickstarter для сбора средств на организацию выставки в прошлом году, и, когда я поделился с ним своими планами на 2011 год, он предложил мне попробовать профинансировать одну из моих идей при помощи этой платформы. Честно сказать, изначально я был против её использования, так как привык обходиться собственными силами и средствами для реализации своих идей, но вспомнил, что есть один проект, который я не потянул бы самостоятельно. Прототип Luno к тому моменту был уже готов, но тиражировать его в своей студии, где я делаю все свои игрушки, я бы не смог, так как технологически он более сложен. У него вращаются колёсики, произведён он по технологии ротационного литья, то есть он полый внутри, и даже небольшой тираж этой игрушки стоил бы достаточно больших усилий при самостоятельном производстве. Кроме того, неожиданно всплыла историческая дата - в этом году 50 лет полёта первого человека в космос!
Честно говоря, других проектов, позволяющих привлекать коллективное финансирование, я не знаю, а Kickstarter как раз специализируется на творческих инициативах, так что других альтернатив мы не рассматривали.
- Как выглядели процессы создания проекта на Kickstarter и привлечение средств?
- Подготовка была осуществлена примерно за неделю. Для начала я сделал небольшой финансовый план, который позволил бы обеспечить производство, но первые его версии по своей структуре выглядели несколько нереалистичными, и вот почему. Прелесть платформы Kickstarter в том, что люди, которые жертвуют свои деньги на осуществление той или иной затеи, получают от инициаторов проекта не просто спасибо, а благодарственные призы. Чаще всего это конечный продукт, который должен получиться после сбора средств. За разный объём пожертвований и призы разные. Как правило, сумма вклада в проект - это 25-50 долларов.
В том плане, который получился с самого начала, у меня был большой зазор между недорогими и более дорогостоящими призами - 25 долларов за акварельную картинку, а потом сразу 80 долларов за игрушку Luno, поэтому я решил сделать ещё одну версию Luno - миниатюрного размера, для того чтобы заполнить этот промежуток и дать возможность тем, кто готов пожертвовать небольшую сумму, всё-таки получить этого персонажа. Финальные призы выглядели таким образом: картинки за 15 и 25 долларов, mini Luno - 35 долларов, оригинальный Luno - 80, комплект из двух Luno за 100 и полная коллекция игрушек моего производства за 500 долларов. Затем я прикинул, какой объём от окончательной суммы могут принести пожертвования разного объёма. По плану 30 процентов отводилось Luno, 40 процентов - mini Luno, и остальные равными долями. На самое крупное пожертвование я, признаться, не рассчитывал, так что оно осталось за пределами плана. После того как план был готов, я подготовил всё необходимое визуальное наполнение. Покрасил прототип Luno в глянцевый белый. Вместе с моим сыном Ильёй мы сняли короткое видео про игрушку. Вместе с Джереми написали тексты, рассказывающие про идею и объясняющие, что нам нужно для её реализации.
После запуска я сделал несколько email-рассылок для тех, кто покупал либо мои игрушки, либо игрушки в "Луноходе-1". Про нас написало множество блогов, в основном тех, кто пишет про игрушечный дизайн, но были и те, кто неравнодушен к теме космоса и популяризации космических наук. Меня даже попросили записать видеообращение для ежегодной серии вечеринок, посвящённых дню космонавтики и одновременно проходящих по всему миру, - YurisNight. Потом появился прототип mini Luno, это подхлестнуло интерес к проекту, и необходимую сумму в четыре тысячи долларов мы собрали довольно быстро, уже за первую неделю кампании. К сожалению, участие отечественной аудитории в этом успехе незначительное.
В конечном итоге проект поддержали 57 человек со всего света.
- Планируете ли вы ещё прибегать к этой платформе?
- Пока не знаю. Если да, то не для игрушечных проектов, скорее всего.
- Как вы считаете, может ли Kickstarter обрести какую-либо популярность среди тех, кто ищет финансирование для своих проектов внутри нашей страны?
- Kickstarter работает только с гражданами США, к сожалению. Вы можете поддерживать проекты, созданные на Kickstarter, откуда угодно, но создать свой проект, будучи где-то ещё в мире, не получится. Насколько я понимаю, это связано с финансовым регулированием, которое в каждой стране своё. Для меня финансирование через Kickstarter не универсальное средство, а просто интересный эксперимент. Очень надеюсь, что будут проекты, а Kickstarter никуда не денется.
Кому помог Kickstarter
Распределённая социальная сеть Diaspora, о которой КТ писала в прошлом году, получила солидную финансовую поддержку именно через Kickstarter. Четыре программиста собрали более двухсот тысяч долларов, причём одно из пожертвований сделал Марк Цукерберг. |
Дизайнерский проект компании Minimal по превращению плеера iPod Nano в наручные часы (TikTok/LunaTik) набрал в общей сложности 941 718 долларов при запрошенной создателями сумме в пятнадцать тысяч. |
Художественный фильм Blue Like Jazz, для завершения съёмок которого недоставало 125 тысяч долларов, собрал на Kickstarter почти 346 тысяч. Пять человек пожертвовали по 6000 долларов - за это режиссёр лично встретится с ними и устроит предварительный показ. |