История финского гиганта: как Nokia дошла до жизни такой
АрхивСтатьиХотя Nokia переживает не лучшие времена, для жителей большей части света до сих пор понятие "мобильный телефон" ассоциируется прежде всего с названием этой финской компании.
Популярность имени и продукции Nokia объясняется не только ведущим положением фирмы в серийном производстве индивидуальных устройств мобильной связи - которых она, кстати сказать, выпускает столько, что в 2007 году каждое третье проданное на мировом рынке подобное устройство носило на себе её товарный знак. Заслуженную славу принесли ей многочисленные новаторские разработки и передовые достижения в области создания эффективных технологических решений и общедоступных средств высококачественной беспроводной коммуникации: ведь именно Nokia четверть века назад оснастила своей аппаратурой первую в мире международную сеть мобильной телефонии Nordic Mobile Telephone (NMT); именно на её оборудовании была в 1991 году построена первая в мире коммерческая линия сотовой связи системы GSM; именно её инженерами год спустя был сконструирован первый в мире переносной телефон, умещающийся в руке; именно ею во второй половине 90-х был впервые провозглашён стратегический курс на объединение технологий мобильной связи и интернета и выпущена первая в мире модель телефона с поддержкой протокола WAP; а уже в начале прошлого десятилетия именно она выдвинула на рынок первые в мире телефонные аппараты, действующие в стандарте WCDMA, и первые образцы устройств, сочетающих в себе функции телефона и фотокамеры.
Впрочем, перечисление всех инновационных идей и проектов, реализованных специалистами Nokia за всё время её существования, можно было бы продолжать ещё очень и очень долго. Результатами выполненных ими научных изысканий и концептуальных разработок пользовались многие предприятия разных отраслей, стран и континентов. Комиссионеры Евросоюза и представители европейских бизнес-ассоциаций приводили Nokia Corporation в качестве выдающегося примера успешной конкуренции, которую составляет Старый Свет Америке и Азии на самых авангардных и перспективных направлениях современных технологий. Ну а в родной Финляндии эта корпорация считается поистине общенародным достоянием и ярко выраженным флагманом национальной промышленности. В экономической летописи финского государства Nokia значится как одна из самых "великовозрастных" предпринимательских структур - и это при том, что свой нынешний вид эта корпорация стала принимать только с середины 80-х годов, а название Nokia Corporation появилось в торговом реестре Главного патентно-регистрационного управления Финляндии в 1967-м. Однако этой не столь уж долгой новейшей истории компании предшествовала её гораздо более длительная предыстория, начало которой было положено ещё целым веком раньше...
Всё началось с бумаги
В середине XIX века, с широким распространением грамотности и книгопечатания, чиновничьего бюрократизма и эпистолярного жанра, транспорта и почты, сделавших газеты самым популярным средством передачи новостей, а письма - самым употребительным способом сообщения между людьми и организациями, во всех цивилизованных странах стала резко возрастать потребность в бумаге. И в деловых кругах Великого княжества Финляндского (пребывавшего в ту пору автономией в составе Российской империи), земли которого природа наделила богатейшими лесными ресурсами, уже тогда начали возникать проекты создания отечественных деревообрабатывающих и бумагоделательных предприятий. Одному из первых официального разрешения на строительство такого предприятия удалось в 1865 году добиться горному инженеру Фредрику Идестаму, который к тому времени успел побывать в Германии и довольно подробно изучить применявшиеся на тамошних заводах технологии целлюлозно-бумажного производства. Эффективность этих технологий Идестама устраивала не вполне, а потому с первых же дней работы своей собственной фабрики, разместившейся у водопадов Таммеркоски на юго-западе Финляндии, он принялся за модернизацию приобретенного импортного оборудования и совершенствование принятых за рубежом производственных процессов. Результаты этой рационализаторской деятельности проявились на удивление быстро: уже в 1867 году на всемирной отраслевой выставке в Париже оригинальные технологические решения и высококачественная бумажная продукция фабрики Идестама получили всеобщее признание и принесли его предприятию бронзовую медаль.
Такой "Нокией" пользовался Нео в "Матрице"
За выставочным успехом последовала международная известность, а за известностью - увеличение заказов, сопровождавшееся и ростом доходов. Стремясь с максимальной выгодой использовать так удачно складывающуюся ситуацию, Фредрик тут же взялся за расширение своего бизнеса и уже в следующем, 1868 году ввёл в строй вторую фабрику, расположив её неподалеку от первой - на лесистом берегу реки Нокианвирта. Как утверждали лингвисты и краеведы, название этой речки, как и всей прилегающей к ней местности - Нокиа, произошло от старинного слова nokia, которым на языке суоми обозначали чёрных соболей, издревле водившихся в здешних краях в огромном количестве. К моменту прихода туда промышленного производства соболь давно исчез, но название сохранилось и настолько понравилось владельцу этого производства, что он решил сделать его именем всей своей стремительно развивающейся фирмы. По мере её развития разрасталось и поселение Нокиа, постепенно превратившееся в город, на гербе которого появилось и до сих пор красуется изображение чёрного соболя.
В феврале 1871 года частное предприятие Идестама было преобразовано в акционерную компанию Nokia Aktiebolag, которая вплоть до Первой мировой войны неуклонно наращивала объёмы выпуска бумажной, а затем ещё и картонажной продукции и уверенно завоёвывала рынки Скандинавии, Британии, Франции, Германии, Восточной Европы и, конечно же, России - причём немалую роль в продвижении её торговой марки по рыночным просторам континента сыграли деловые связи Фредрика с влиятельными купцами из Санкт-Петербурга и Москвы. С активизацией внешнеторговых операций компании усиливалось и влияние, которому её деятельность подвергалась извне. И оттого неудивительно, что наступление ХХ века, провозглашённого "веком электричества", было отмечено в руководстве Nokia Aktiebolag бурными дискуссиями о необходимости и возможности вторжения в новую промышленную сферу - электроэнергетическую. Инициатором этой затеи выступил зять Идестама Густав Фогельхольм, являвшийся членом правления компании, и, несмотря на протесты её основателя, в 1903 году на водопадах Таммеркоски возводится первая принадлежащая ей гидроэлектростанция.
Nokia 3310 - один из самых популярных телефонов своего времени
Как показали дальнейшие события, Фогельхольм оказался прав, и его ориентация на "веяния нового века" помогла компании преодолеть тот глубочайший кризис, в который погрузилась вся европейская экономика в военные годы. Спрос на бумагу и картон в этот период катастрофически упал, зато значительно возросли гражданские и армейские потребности в резине и всевозможных изделиях из неё - от резиновой обуви и плащей из прорезиненной ткани до автомобильных шин и резиновых прокладок для промышленного оборудования. В Финляндии основным и практически монопольным производителем такой продукции была базировавшаяся в Хельсинки корпорация Finnish Rubber Works (FRW), и с началом войны её хозяин Арвид Викстрем из соображений экономии решил перенести свои заводские цеха из столичного региона на периферию, поближе к источникам дешёвой электроэнергии. Нетрудно догадаться, что таким источником явилась гидростанция Таммеркоски - и на этой почве очень своевременно возникла взаимовыгодная кооперация процветающей FRW с переживавшей тяжелые времена Nokia. А в 1917 году к их союзу присоединилась ещё одна чрезвычайно перспективная фирма - Finnish Cable Works (FCW), ставшая первым финским предприятием по выпуску кабеля для телеграфных и телефонных линий.
Коалиционное единство
К началу 20-х годов самой крупной и мощной структурой этой трехсторонней коалиции продолжала оставаться компания FRW, и, чтобы закрепить её ведущее положение в доказавшем свою жизнеспособность индустриальном альянсе, Арвид Викстрем сначала выкупает контрольный пакет акций Nokia Aktiebolag, а затем берёт под полный финансовый контроль и фирму FCW. Коалиция трёх самостоятельных предприятий превращается в объединённый концерн, состоящий из трёх подразделений, но несмотря на то что экономическим и организационным центром этого объединения является FRW, все основные виды его продукции (бумага, резина и кабель) начинают выпускаться под общей торговой маркой Nokia. С одной стороны, этот хорошо известный всей Европе бренд способствовал распространению на континентальном рынке изделий, на которых специализировались партнёры созданной Фредриком Идестамом компании, а с другой стороны, благодаря участию в таком диверсифицированном конгломерате и сама Nokia сумела почти безболезненно пережить и "великую депрессию" 30-х годов, и Вторую мировую войну, и трудный послевоенный период, в течение которого Финляндия, как сторонница фашистской Германии, должна была выплачивать репарации Советскому Союзу.
Nokia 9000 Communicator - один из первых смартфонов
Частью этой выплаты явились поставки кабеля, производившегося компанией FCW. При этом объём правительственных заказов в обеспечение репарационного договора намного превышал промышленные мощности фирмы-производителя. Задача была нелёгкой, и её решение заставило руководство всего концерна сосредоточить главное внимание на ускоренном развитии Finnish Cable Works, приносившей в общую казну основную долю доходов. Такое положение дел превратило кабельное предприятие в авангард "тройственного союза", но тогдашний президент FCW Бьёрн Вестерлунд прекрасно понимал, что мир изменчив, что сама по себе эта сложившаяся по политическим мотивам ситуация долго сохраняться не может и что для создания плацдарма к дальнейшему наступлению концерна по наиболее многообещающим индустриальным направлениям необходимы активный поиск и разработка новейших технологий. В начале 60-х годов Вестерлунд организует внутри подведомственной ему компании отделение электронной техники, которому поручается проведение исследований в области полупроводниковых приборов и передовых коммуникационных средств. Возглавлявший это отделение Курт Викстедт прекрасно представлял себе всю широту горизонтов, открывавшихся перед электронными коммуникациями, и упорно направлял усилия своих сотрудников именно в это русло.
Рынок мобильных телефонов за год до появления iPhone
Однако большинство действовавших в то время телефонных станций по-прежнему оснащалось электромеханическими коммутационными устройствами и никто ещё не помышлял о возможном цифровом техническом перевооружении. Но несмотря на царивший в отрасли связи консерватизм, инженеры из отделения Викстедта всё-таки взялись за разработку цифрового коммутатора на основе импульсно-кодовой модуляции и через несколько лет создали первый комплект передающего ИКМ-оборудования, отвечающий всем требованиям и стандартам МККТТ (Международного консультативного комитета по телеграфии и телефонии). Этому оборудованию, как и всей прочей продукции объединенного концерна, была присвоена торговая марка Nokia, причём сам концерн к тому моменту был уже полностью реорганизован и перестроен. В целях совершенствования производственно-экономической системы концерна и приведения её в соответствие с действующим законодательством Финляндии руководство трёх входящих в состав объединения компаний осуществляет в 1967 году его тотальную реструктуризацию, в результате которой путём формального присоединения Finnish Rubber Works и Finnish Cable Works к Nokia Aktiebolag образуется Nokia Corporation.
Реформированное таким образом предприятие продолжало оставаться многоотраслевым и разнопрофильным, выпуская в широчайшем ассортименте практически все свойственные прежней структуре виды и типы товаров промышленного и бытового назначения. Но его стратегический курс планомерно отклонялся в сторону технологий цифровой связи, что лишний раз подтвердилось в начале 70-х годов, когда на свет появился электронный коммутатор DX 200, снабжённый микропроцессорами Intel и программной системой высочайшего по тем временам уровня. А в 1977 году с приходом на должность исполнительного директора Кари Кайрамо генеральная линия корпорации на приоритетное развитие электроники становится ещё более очевидной: очень скоро Nokia превращается в одного из ведущих европейских производителей телевизионных приёмников, всевозможных мониторов и дисплеев, а также настойчиво вторгается в сферу компьютерной техники.
Но самый заметный прорыв наметился всё же в области телекоммуникационных систем: в 1981 году на базе технологий и аппаратуры Nokia в Скандинавии сооружается сеть сотовой связи NMT, постепенно охватившая ряд других европейских стран и утвердившая первый международный стандарт мобильной телефонии. Специально для сети NMT Nokia разрабатывает первый в мире автомобильный телефон Mobira Talkman, а затем и первый портативный переносной телефон Mobira Cityman. А во второй половине 80-х годов Nokia активно включается и в процесс повсеместного распространения глобальной системы мобильной связи GSM, поставив, в частности, финской компании Radiolinja комплект оборудования для оснащения первой в стране коммуникационной сети этого стандарта. Подтверждением заслуг Nokia Corporation в деле становления и изначального развития телекоммуникационных технологий и мобильной телефонии может служить хотя бы тот факт, что самый первый в мире звонок по коммерческой линии GSM-связи был сделан 1 июля 1991 года премьер-министром Финляндии Харри Холкери с помощью телефонного аппарата Nokia и через оборудованную именно этой корпорацией сеть.
Принцип непохожести
Но невзирая на эти несомненные достижения, Nokia Corporation всё же не смогла избежать ощутимого спада производства, поразившего экономику Финляндии, да и всего мира на границе 80-90-х годов. Этот спад привел корпорацию к необходимости существенного сокращения мощностей и рабочих мест, и, пожалуй, только образованные незадолго до этого подразделения Nokia Information Systems, Nokia Mobile Phones да Nokia Telecommunications послужили ей теми самыми спасительными плотами, благодаря которым ей в конце концов удалось остаться на плаву. Под руководством назначенного в мае 1992 года исполнительного директора Йормы Оллилы (возглавлявшего прежде департамент мобильной телефонии) была доведена до своего логического завершения трудная, но необходимая для оздоровления компании операция по освобождению от нескольких традиционных, но ставших нерентабельными видов деятельности (от целлюлозно-бумажного и автомобильно-шинного производства до выпуска телевизоров, видеомониторов и компьютерной техники) и концентрации всех сил и средств на телекоммуникационном направлении.
Nokia 1100 - телефон для стран третьего мира, дешёвый и прочный, почти как АК-47.
В этот переходный для корпорации период Оллила пошёл на очень рискованный с финансовой точки зрения шаг, разместив акции Nokia Corporation на Нью-Йоркской фондовой бирже. Но шаг оказался продуманным и своевременным: за пять лет котировки акций выросли на 2300 процентов, что явилось следствием проведения особой экономической политики и внедрения жёсткой финансовой дисциплины. "Если доход от основного бизнес-продукта компании не увеличивается на двадцать пять процентов в год, то ждать роста в будущем не приходится - нужно менять продукт и всю стратегию производства", - утверждал Оллила. Именно за счёт грамотного и вдумчивого подхода, как в области технологических решений, так и в области менеджмента и управления кадрами, Nokia за короткий срок выросла из просто известной компании в мегакорпорацию глобального уровня и мирового значения.
Основой столь стремительного успеха во многом стала не совсем обычная схема функционирования корпорации, предполагающая сочетание тактической свободы действий отдельных её структур и строгой экономической централизации. То есть в компании есть определённые корпоративные стандарты, но за их рамками менеджеры могут поступать по собственному усмотрению. Однако, если какое-либо из подразделений не достигло определённых финансовых показателей и нет предпосылок к тому, что в будущем ситуация изменится к лучшему, работы по соответствующему направлению сворачиваются. При этом корпоративная философия направлена на искоренение какого бы то ни было страха сотрудников перед неудачей. За инициативу, оказавшуюся безрезультатной, никого не наказывают и не увольняют: автору неудавшегося проекта просто предлагают заняться чем-нибудь другим. Применение правила "не искать виноватых" создаёт на предприятии атмосферу безбоязненного, а стало быть, максимально свободного и продуктивного творчества. В организации работы Nokia Corporation предусмотрены способы проверки и контроля, с помощью которых можно понять, преобразуются ли общие цели фирмы в конкретные цели на нижних уровнях. В компании нет жёсткой иерархии, поэтому в быстро меняющемся мире её руководству приходится постоянно перемещать людей с места на место, чтобы у них появился опыт работы в различных сферах бизнеса. Постоянный набор новых сотрудников создает конкуренцию внутри фирмы и способствует быстрому карьерному росту. А горизонтальная, связанная в единую сеть организационная система корпорации позволяет руководству всех уровней соблюдать оперативность и гибкость в принятии решений.
Уже к 1997 году Nokia являлась производителем мобильных телефонов практически всех основных цифровых стандартов: GSM, GSM 1800 (PCN), GSM 1900, TDMA, CDMA и Japan Digital. По мнению вице-президента компании Nokia Mobile Phones в Азии Найджела Личфилда, прошли те времена, когда производители мобильных телефонов предлагали всего одну модель, отвечающую потребностям всех и каждого. В Nokia считают, что успех продукции компании зависит от умения определять различные стили жизни и создавать соответствующие каждому из них товары. Главный дизайнер Nokia Фрэнк Нуово уверен, что больший успех мобильным телефонам способны принести не новые возможности и замысловатое устройство, а удобство использования и красивый внешний вид. По его мнению, для многих людей телефон - это что-то вроде часов или солнечных очков. На их выбор в пользу той или иной модели влияет не развитие техники, а мода. Каждая новая серия телефонов Nokia - веха, на которую равняются конкуренты фирмы.
Поэтому дизайну аппаратов в компании уделяют особое внимание. С цветом корпусов фирма Nokia начала экспериментировать более десяти лет назад - и только после этого в Европе и США появились первые цветные телефоны. Оллила и его сторонники придали своим изделиям то качество, которое специалисты по потребительской психологии называют основным в имидже мобильных телефонов Nokia: неповторимые особенности каждого из них, которые позволяют владельцу выделиться из общей массы потребителей. И в этой массе давно уже всем и каждому знаком характерный вызывной сигнал всех телефонных аппаратов финской компании - рингтон Nokia Тune, основанный на мелодии "Большого вальса", написанного в XIX веке испанским композитором и гитаристом Франсиско Таррерой.
Этапы большого пути
Йорма Оллила сделал Nokia лидером мобильного рынка | Олли-Пекка Калласвуо - возглавлял компанию с 2006 по 2010 год | Стивен Элоп пришёл в Nokia в конце 2010 года из Microsoft |
1865 г.: В районе водопадов Таммеркоски на поросшем лесами юго-западе Финляндии горный инженер Кнут Фредрик Идестам создает своё первое промышленное предприятие по деревообработке и производству бумаги.
1867 г.: На международной отраслевой выставке в Париже (Paris Wood Exposition) предприятие Идестама удостаивается бронзовой медали.
1868 г.: Для строительства второй бумагоделательной фабрики Фредрик Идестам приобретает участок земли в местечке Нокиа, название которого становится именем всей принадлежащей Идестаму компании.
1871 г.: Фирма Идестама преобразуется в акционерное общество Nokia Aktiebolag.
1898 г.: Арвид Викстрем организует в Хельсинки компанию Finnish Rubber Works (FRW), специализирующуюся на производстве резины и всевозможных бытовых и промышленных изделий из неё.
1903 г.: Зять Фредрика Идестама Густав Фогельхольм принимается за развитие нового направления бизнеса Nokia Aktiebolag — производства электроэнергии. Под его руководством на водопадах Таммеркоски возводится первая принадлежащая этой компании гидроэлектростанция.
1912 г.: В Хельсинки возникает первое финское предприятие по выпуску кабеля для телеграфных и телефонных линий — Finnish Cable Works (FCW), учредителем и главой которого выступает Эдуард Полон.
1913 г.: По инициативе Густава Фогельхольма Nokia Aktiebolag вводит в строй свою вторую электростанцию.
1914 г.: Соображения экономии и потребности производства в электроэнергии заставляют Арвида Викстрема начать перемещение основных индустриальных мощностей его компании из столицы в сельскую местность — поближе к гидростанциям Nokia, способным снабжать FRW дешёвым электричеством.
1917 г.: FRW и Nokia при участии FCW образуют трёхстороннюю коалицию, в основе которой лежат их общие интересы в развитии энергетики, коммуникаций и производства необходимых для этих отраслей материалов и компонентов.
1920–22 гг.: Арвид Викстрем приобретает контрольный пакет акций Nokia Aktiebolag, а затем берёт под свой контроль и фирму FCW. Несмотря на главенствующую роль в этом объединении компании FRW, образовавшийся концерн получает название Nokia Group.
1925–35 гг.: Благодаря диверсифицированному характеру своей деятельности объединению Nokia Group удается практически безболезненно пережить это тяжелейшее для всей мировой экономики время: в течение всего десятилетия рыночная ситуация складывалась таким образом, что продукция какой-либо из трёх ассоциированных компаний непременно оказывалась востребованной.
1937 г.: Президентом FCW становится чемпион мира и Олимпийских игр по классической борьбе Вернер Векман, работавший в 1909–21 гг. горным инженером на российских предприятиях. Знание русского языка, нашей хозяйственной системы и сохранившиеся связи в советских промышленных кругах помогли Вернеру организовать сбыт продукции Nokia Group в СССР ещё до начала Второй мировой войны, а затем продолжить торговые связи с Советским Союзом и в послевоенный период, что позволило концерну сохранить устойчивость и подготовить плацдарм для дальнейшего рыночного наступления 50–60-х годов.
1960 г.: Новый президент FCW Бьёрн Вестерлунд образует в составе своей компании департамент электроники, который приступает к исследованиям и разработкам в сфере полупроводниковых приборов.
1962 г.: Отделение Cable Works Еlectronics выпускает своё первое изделие промышленного назначения — импульсный анализатор для предприятий ядерной энергетики.
1967 г.: В целях совершенствования организационно-финансовой системы Nokia Group и приведения её в соответствие с действующим законодательством Финляндии руководство трёх составляющих эту группу компаний проводит её полную реструктуризацию, в результате которой путём формального присоединения FRW и FCW к Nokia Aktiebolag создается корпорация Nokia Corporation.
1969 г.: Взявшись за разработку цифрового коммутатора на основе импульсно-кодовой модуляции, Nokia Corporation выпускает первый комплект передающего ИКМ-оборудования, отвечающий всем требованиям и стандартам МККТТ.
1973 г.: Переход телекоммуникационных разработок корпорации Nokia к цифровым технологиям знаменуется выводом на рынок её новейшего коммутатора DX 200.
1975 г.: В номенклатуре электронной продукции Nokia Corporation появляется первое миникомпьютерное устройство — MikriMikki 3.
1977 г.: С приходом на пост исполнительного директора корпорации Кари Кайрамо Nokia берёт курс на превращение электроники в главное направление своего бизнеса.
1979 г.: Nokia Corporation и ведущий финский производитель телевизионной техники Salora учреждают совместное предприятие — радиотелефонную компанию Mobira Oy.
1981 г.: Совместными усилиями стран Северной Европы создается первая в мире международная сеть мобильной телефонной связи Nordic Mobile Telephone (NMT), для которой Nokia начинает производить мобильные телефонные аппараты.
1984 г.: Специально для сети NMT Nokia разрабатывает первый в мире автомобильный телефон Mobira Talkman.
1986 г.: В связи с расширением деятельности Nokia Corporation в сфере технологий информации и связи в составе департамента Nokia Electronics образуются три отдельных крупных подразделения: Nokia Information Systems, Nokia Mobile Phones и Nokia Telecommunications.
1987 г.: Nokia Corporation выпускает первый портативный NMT-телефон Mobira Cityman и одновременно с этим выходит на третье место в Европе среди производителей телевизионных приёмников. В этом же году операторы телефонной связи 13 европейских стран подписывают соглашение о совместном сооружении континентальной коммуникационной сети стандарта GSM.
1989 г.: Начавшийся вследствие общего кризиса мировой экономики спад производства Nokia Corporation приводит к необходимости очередной реструктуризации ее бизнеса: совет директоров корпорации решает отказаться сразу от нескольких традиционных видов деятельности (от целлюлозно-бумажного и автомобильно-шинного производства до выпуска телевизоров, видеомониторов и компьютерной техники) и сконцентрироваться на развитии телекоммуникационного направления.
1990 г.: Финская телекоммуникационная фирма Radiolinja приобретает у Nokia Corporation комплект оборудования для оснащения строящейся сети GSM на сумму 50 миллионов долларов.
1991 г.: Премьер-министр Финляндии Харри Холкери осуществляет первый в мире звонок по коммерческой линии сотовой связи стандарта GSM, пользуясь при этом телефонным аппаратом Nokia и коммуникационной сетью, построенной на оборудовании этой же фирмы.
1992 г.: Исполнительным директором Nokia Corporation назначается Йорма Оллила, до этого возглавлявший Nokia Mobile Phones. А очередной новинкой этой компании становится первый GSM-телефон Nokia 101, который умещается в руке.
1993 г.: Nokia принимает девиз «Connecting people», демонстрирующий её стремление к развитию беспроводных коммуникаций.
1994 г.: Посредством GSM-телефона Nokia производится первый в мире звонок по линии спутниковой связи. Nokia первой из европейских компаний начинает поставки своих мобильных телефонов в Японию. А аппараты серии Nokia 2100 устанавливают новый рекорд: количество проданных во всём мире устройств достигает 20 миллионов.
1995 г.: Nokia изготавливает самую маленькую базовую станцию для мобильных GSM/DCS-сетей, именуемую Nokia PrimeSite.
1996 г.: Nokia представляет первый образец телекоммуникатора нового поколения — Nokia 9000.
1997 г.: Руководство Nokia Corporation провозглашает стратегический курс на объединение технологий мобильной связи и Интернета.
1998 г.: В качестве основного вызывного сигнала всех мобильных телефонов корпорации принимается рингтон Nokia Тune, основанный на мелодии гитарного произведения «Большой вальс», написанного в XIX веке испанским композитором и музыкантом Франсиско Таррерой.
1999 г.: Выпускается первая в мире модель телефона с поддержкой WAP — Nokia 7110.
2000 г.: В широкую продажу поступает Nokia 9210 — первый мобильный телефон фирмы с цветным экраном. В структуре Nokia Corporation образуется новая компания — Nokia Networks. А редакция журнала «Industry Week» признает Йорму Оллилу «менеджером года».
2001 г.: Nokia продолжает утверждаться на позиции крупнейшего в мире производителя мобильных телефонов и объявляет о начале реализации программы «Интернет в кармане каждого», нацеленной на обеспечение всех абонентов сотовой связи телефонными аппаратами, способными работать в глобальной информационной сети.
2002 г.: В числе новых изделий Nokia анонсируются модели 6650 (первого телефонного аппарата поколения 3G, действующего в стандарте WCDMA) и 7650 (первого аппарата, базирующегося на платформе Series 60 и оснащённого встроенной фотокамерой).
2003 г.: Существенным шагом Nokia Corporation в направлении развития игровых мультимедийных технологий становится выпуск мобильной игровой консоли N-Gage.
2004 г.: Трудное положение, в котором оказалась компания Nokia Networks, и целый ряд маркетинговых просчётов, допущенных Nokia Mobile Phones, заставляют совет директоров корпорации снова прибегнуть к сокращению неэффективных отделений и реорганизационным мерам, в результате чего структура Nokia Corporation приобрела свой современный вид, при котором деятельность четырёх «вертикальных» бизнес-подразделений (Mobile Phones, Networks, Enterprise Solutions и Multimedia) поддерживается и обеспечивается тремя «горизонтальными» функциональными подразделениями (Customer and Market Operations, Technology Platforms и Research, Venturing and Business Infrastructure).
2005 г.: Nokia представляет новую генерацию своих мультимедийных устройств, получившую название Nseries. А общее количество проданных корпорацией телефонов достигает миллиарда.
2006 г.: В феврале корпорации Nokia и Sanyo объявляют о своих планах по созданию совместного предприятия, ориентированного на производство устройств CDMA. 1 июня Йорма Оллила передал пост президента и исполнительного директора Nokia Corporation Олли-Пекке Калласвуо, сохранив за собой должность председателя совета директоров корпорации. А в июне Nokia и Siemens заключили соглашение об объединении своих мощностей по выпуску телекоммуникационного оборудования в новую компанию — Nokia Siemens Networks.
2008 г.: В октябре этого года Nokia открывает исходники операционной системы Symbian. По словам представителей компании, таким образом в Nokia хотят увеличить количество пользователей и разработчиков ОС.
Февраль 2010 г.: Nokia объявляет партнёрство с Intel. Компании собираются работать над новой операционной системой под названием MeeGo - именно в этот проект вольются недоделанные ОС на основе Linux: интеловская Moblin и нокиевская Maemo.
Сентябрь 2010 г.: На смену финну Олли-Пекке Калласвуо на пост генерального директора компании приходит выходец из Microsoft Стивен Элоп. Очень скоро, в феврале 2011 года, он объявляет о сотрудничестве Nokia с Microsoft и переходе смартфонов компании на платформу Windows Phone 7.