Российские IT-компании за рубежом: ISDEF
АрхивИнтерактивИнтересен тот факт, что малые и средние компании предпочитают сразу начать работать за рубежом и лишь потом прийти на российский рынок.
Продолжая разговор о работе российских компаний за рубежом, нельзя пройти мимо ассоциации "Форум Независимых Разработчиков Программного Обеспечения" ISDEF. В её работе участвуют различные компании (преимущественно малые и средние), многие из которых активно осваивают иностранные рынки. Для начала мы коротко расскажем о самой организации.
ISDEF - Форум Независимых Разработчиков Программного Обеспечения
По словам исполнительного директора ISDEF Юрия Ушакова, первая встреча основателей ассоциации состоялась осенью 1998 года, а к весне 2002 года окончательно оформилось намерение о проведении полноценной конференции. Членами ISDEF стали не только разработчики, но и распространители ПО. Также в ISDEF сформировалась мощная юридическая служба, обеспечивающая интересы членов ассоциации на рынках России, Европы, а также США и Канады. Конференции ISDEF проводятся дважды в год. Участие в ISDEF персональное, поскольку членами ассоциации являются не компании, а люди.
Деятельность ассоциации напрямую не связана с внешнеэкономической активностью её участников, тем не менее большинство покупателей продуктов членов ISDEF находятся вне России. Входящие в ISDEF компании (в работе ассоциации они участвуют через своих представителей - членство в ISDEF персональное) используют возможности ассоциации для получения консультаций по различным вопросам. Очень важный момент - юридическое сопровождение бизнеса вне территории России. Юристы - члены ISDEF помогают своим коллегам решить насущные вопросы. Большая часть софта продается через регистраторов (Германия, США), которые активно помогают работе ассоциации. Также поддерживаются партнёрские связи с рекламными и маркетинговыми агентствами у нас и за рубежом.
От работы ассоциации перейдём к входящим в неё компаниям. Мы намеренно рассматриваем не похожих друг на друга разработчиков - это поможет выявить общие закономерности.
Почему иностранный рынок?
Первый вопрос, который стоит прояснить: как российские разработчики выходят на чужие рынки и насколько это сложно. Владелец компании DeviceLock Ашот Оганесян говорит следующее: "Исторически так сложилось, что DeviceLock начал продаваться сначала на рынках США и Западной Европы, и лишь шесть-семь лет назад продукт вышел на российский рынок и обзавёлся русскоязычной документацией, интерфейсом, поддержкой, сайтом и прочими локализованными атрибутами". По его словам, в 1996 году конкурентов у компании не было, и DeviceLock фактически создала нишу device control на мировом рынке. "Заказчики часто и не представляли, где разрабатывается продукт; у нас с самого начала была возможность продавать его в онлайне через двух крупнейших на тот момент регистраторов ПО (ныне поглощённых компанией Digital River) - американского и немецкого. Более того, довольно быстро DeviceLock начала строить партнёрскую сеть дистрибьюторов и ресселеров по всему миру (Северная Америка, Европа и Азия)", - говорит эксперт.
Alawar Entertainment также дебютировала на западном рынке: "Изначально мы планировали заниматься большими хардкорными играми, это было в самом начале нашего пути, в 1998 году и даже немного до того. Но в августе в стране случился экономический кризис, и средств для развития крупных проектов попросту не было. Разработка больших CD-игр не окупалась. Именно тогда мы обратили внимание на shareware-игры - маленькие развлекательные программы, продаваемые в Северной Америке по условно-бесплатной лицензии. Термина casual games, конференций, да и каналов продаж игр в текущем представлении ещё не было. Однако небольшие игрушки можно было сравнительно быстро разработать и окупить, продавая их в Северной Америке - единственном пространстве, на котором пользователи на тот момент умели пользоваться и покупать в интернете", - говорит Татьяна Чернова, PR-директор компании. Alawar Entertainment - один из первых разработчиков в Восточной Европе, освоивших этот сегмент. В Северной Америке разработчиков казуальных игр также было немного, так что на старте серьёзная конкуренция компании не грозила. Как и Device Lock, Alawar Entertainment пришла в Россию как дистрибьютор, закрепившись на иностранном рынке.
В ISDEF входят не только представители компаний; есть здесь и разработчики-индивидуалы. Мы обратились к одному из создателей программы "Стереоскопический визуализатор биологических макромолекул (VisProt3DS)" Николаю Втюрину. По его словам, рынок (даже мировой) средств визуализации биохимических процессов очень мал и разработчикам не было смысла замыкаться только на одну страну. "Завели аккаунты в таких регистрирующих компаниях, как RegNow и ShareIt, - говорит Николай. - Было относительно несложно. Гораздо сложнее совмещать научную работу, написание программ и раскрутку своего сайта (он у нас до сих пор пока в очень примитивном состоянии, но мы осознаём это и работаем над этим). Конкуренты встретили нас спокойно".
Как видите, российские разработчики предпочитают сразу начинать бизнес за границей. Далее мы попытаемся выяснить причины такой привлекательности иностранных рынков (или наоборот, непривлекательности рынка российского).
Чем иностранные рынки лучше российского?
Компании Device Lock было проще работать на не российских рынках. По словам Ашота Оганесяна, в последние годы бурного газово-нефтяного изобилия в России тоже стали покупать ПО, но прочие проблемы (бюрократия, постоянное ухудшение налогового и инвестиционного климата и т.п.) никуда не делись. "Нам интересно и комфортно работать в США, Японии, Германии, Великобритании и Италии: во всех этих странах у нас есть представительства и сильные локальные партнёры. В России мы по-прежнему держим разработку и часть технической поддержки, но в связи с последними ухудшениями в налоговой системе, ущемляющими интересы высокотехнологичного бизнеса, мы думаем о переводе разработки в более дружественные страны (Украина, Белоруссия, США и даже Индия)", - сообщил г-н Оганесян "Компьютерре".
Татьяна Чернова также подтверждает, что российской компании Alawar Entertainment сложнее было начинать работать в России: "Когда мы выходили на рынок США, там уже были сформированные механизмы получения прибыли от продажи казуальных игр, широкополосный доступ был развит, проникновение пластиковых карт для оплаты продуктов было высоким. В России ничего этого не было, приходилось развивать рынок продаж с нуля: приучать пользователей к игровому формату и самой покупке в сети, продумывать механизмы оплаты, ведь кредитных карт практически не было. Но желание открыть мир казуальных игр на нашем родном рынке было велико. Вот эта энергия нам, наверное, и помогла", - говорит она.
Для Николая Втюрина иностранные рынки интереснее российского, потому что в развитых странах (в том числе и в Китае) молекулярной биологией, генной инженерией, биотехнологией и подобными дисциплинами занимаются гораздо более интенсивно и масштабно. "Создаётся впечатление (или это не впечатление?), что науку в России просто уничтожают, несмотря на противоположные декларации, поэтому покупателей очень мало. На зарубежных рынках в этом смысле работать легче," - говорит он.
Перспективные рынки
Мы спросили экспертов, планируют ли их компании расширять свой зарубежный бизнес и какие рынки являются наиболее перспективными для российских разработчиков. Ашот Оганесян сообщил, что DeviceLock постоянно увеличивает свое присутствие вне России. Сейчас компания расширяет офисы в Лондоне и Милане, а также активно строит партнёрскую сеть на Ближнем Востоке и в Южной Африке. Наиболее перспективными для DeviceLock являются рынки США, Японии и Германии.
Alawar Entertainment активно осваивает новые рынки. В следующем году компания будет активно продвигать свои продукты в Чехии, Польше, Турции, Израиле, Германии и Испании: "По сравнению с Америкой или Россией, индустрия казуальных игр в этих странах только начинает развиваться, а мы уже накопили колоссальный опыт в этом сегменте, поэтому у нас есть все шансы занять лидирующие позиции в новых регионах", - говорит Татьяна Чернова.
Разработчики VisProt3DS планируют увеличить продажи за счёт улучшения качества программы и включения в неё очень наукоёмких модулей. Наиболее перспективными Николай Втюрин считает рынки США и Китая - в этих странах очень хорошо финансируют научные разработки.
Аутсорсинг или собственный продукт - что выгоднее?
По мнению Ашота Оганесяна, аутсорсинг мало чем отличается от добычи и торговли углеводородами. Для компании DeviceLock никогда не стоял вопрос, разрабатывать ли свой продукт или заниматься аутсорсингом: "В современном мире нет границ для бизнеса, особенного для софтверного, поэтому на развитых рынках нет никаких существенных препятствий для выхода нового продукта. Есть только одно "но": все эти рынки - высококонкурентные, поэтому надо иметь действительно хороший продукт и желательно источник финансирования. Ну и, разумеется, не надо выходить на развитые рынки в качестве российской компании, это мало того что неудобно логистически, так ещё и несёт дополнительные репутационные риски", - считает г-н Оганесян.
Татьяна Чернова также утверждает, что собственный продукт развивать выгоднее. По её словам, отечественные компании зачастую создают более качественные, более инновационные продукты. Россия, Белоруссия и Украина придерживаются израильской модели разработки: высокое качество, нестандартные решения, креативный подход. В отличие, скажем, от Индии и Китая, с большими объёмами и монотонной работой.
Итоги
Мы рассмотрели только трёх участников Ассоциации ISDEF, но многие из входящих в неё компаний активно работают на иностранных рынках. Интересен тот факт, что, в отличие от таких "монстров", как "Лаборатория Касперского" или "1С", малые и средние компании предпочитают сразу начать работать за рубежом и лишь потом прийти на российский рынок. К сравнительному анализу рынков мы обязательно вернёмся в заключительной статье серии, а на очереди у нас компания "Центр Речевых Технологий", которая стала одним из ведущих мировых производителей средств анализа аудиозаписей, используемых экспертами-криминалистами. Кстати, недавно продукты этой компании помогли известной певице Бритни Спирс в ее споре с прессой.