Блог-разведка или HR-шпионаж?
АрхивСтатьиАмериканская фирма Social Intelligence помогает работодателям следить за всем, чем занимаются их сотрудники в социальных сетях.
Разработанное в Social Intelligence программное обеспечение автоматически сканирует Facebook, Twitter, Flickr, YouTube, LinkedIn, блоги и «тысячи других ресурсов» в поисках записей и фотографий, оставленных заданным человеком. Цель: выяснить, насколько скверный у него характер, принимает ли он наркотики, злоупотребляет ли алкоголем, склонен ли к правонарушениям, и другие факты подобного рода.
Свои услуги Social Intelligence предлагает рекрутинговым агентствам и кадровым отделам компаний, которые занимаются поиском новых работников в социальных сетях. Чтобы составить полный портрет любого человека по его «следам» в интернете, хватит 48 часов, утверждают в Social Intelligence. Cобранные автоматикой данные дополнительно анализируются сотрудниками SI вручную, чтобы избежать «ложных срабатываний» и искажения результатов.
Вся информация, впрочем, добывается только из открытых источников, уверяют в Social Intelligence. Люди добровольно публикуют в интернете столько сведений о себе, что и этого достаточно. Программа не станет создавать мнимый аккаунт в Facebook, например, и набиваться во френды, чтобы прочитать чьи-то приватные записи (и то хлеб).
А вот ещё более неприятная подробность: работа Social Intelligence далеко не всегда заканчивается, когда все данные о человеке собраны. Если заказчик пожелает, компания продолжит мониторить «повседневную деятельность» жертвы — то есть фактически развернёт слежку за ним в социальных медиа. Зачем? Придётся привести обширную цитату из описания услуги:
«Когда новые сотрудники приняты на работу, их поведение в онлайне может представлять потенциальную угрозу для вашей компании. Работники могут критиковать в социальных сетях менеджеров или сотрудников, размещать сомнительные фото в своём блоге или заниматься обновлениями личных сайтов в рабочее время. Поэтому очень важно, чтобы работодатели устанавливали строгие правила поведения в сетях общего пользования и следили за их соблюдением».
С одной стороны, всё написанное — чистая правда. Ругань в онлайне на работодателя в блогах и соцсетях — явление нередкое. Для мнительных начальников наткнуться на такое «негативное паблисити» — это нож по сердцу. Вот только предложенный Social Intelligence метод борьбы с этим злом — непрерывный надзор за каждым шагом работника — выглядит ещё злее.
Хуже всего, что придираться к Social Intelligence нет смысла. Компания не нарушает тайну личной информации, потому что копается лишь в тех сведениях, которые сделал публичными кто-то другой. Виновата не она — виновата привычка поколения интернета жить с душой нараспашку, обыкновение социальных медиа подолгу хранить всё, что написано и выложено в онлайн, совершенно закономерное желание кадровиков разузнать всю подноготную каждого соискателя, не менее закономерное желание PR-отдела обеспечить своим работодателям нимб над логотипом компании, ну и нервная реакция хозяев — возвращаемся к началу — на привычку поколения интернета жить душой нараспашку.
Social Intelligence действует в Соединённых Штатах, но в идее, которая положена в основу компании, нет ничего специфически американского. Российские кадровики ничуть не менее пронырливы, а пользователи «Вконтакте» и «Одноклассников» так же охотно выкладывают в Сеть персональные сведения, как американские пользователи Facebook. Впрочем, пока что раскопки таких масштабов в России никто не предпринимает (во всяком случае, открыто).
Пресс-секретарь социальной сети «Вконтакте» Владислав Цыплухин утверждает, что никогда и ничего не слышал про российские разработки, аналогичные предложению Social Intelligence. «Лично мы такие услуги не предоставляем. Не наша тема», — добавил он.
Опрос 500 российских HR-специалистов, который опубликовала группа компаний HeadHunter, подтверждает это. Хотя 57% из них используют социальные сети в своей работе, лишь 24% отслеживают личные блоги работников своей компании. Остальным до них нет дела.
Дальше начинается самое интересное: согласно опросу HR-специалистов, в 35% случаев им известны отрицательные высказывания в адрес работодателей, которые оставляли их сослуживцы в социальных сетях или блогах. Реакция на публичные жалобы напрямую зависит от размера компании. В маленьких (менее десяти человек) компаниях за выпады в социальных сетях работников могут подвергнуть каре, а в крупных структурах на такое поведение часто закрывают глаза. В половине случаев участники опроса объясняли отсутствие последствий правом сотрудника свободно мыслить и высказывать своё мнение вне стен организации, а ещё 6% ответили, что подобные происшествия для их компаний никакой серьёзной роли не играет.
Выводы? Видимо, в России не столь серьёзно относятся к содержимому социальных медиа. Целенаправленное же выискивание негативных следов онлайновой жизнедеятельности работника выглядит как копание в чужом грязном белье. Заниматься этим может мешать элементарная брезгливость, тем более, что у профессиональных кадровиков всегда есть масса других средств выяснить, что представляет собой новый кандидат. Впрочем, это лишь предположение — возможно, мы как всегда отстаём от Запада, и через пару лет у нас расплодятся доморощенные клоны Social Intelligence.
Что остаётся любителям приватности? Только держать язык за зубами и проверять уровень доступа на каждую свою запись в социальных медиа.