Новая эра приложений для iPhone наступила незаметно
АрхивСтатьиПохоже, компания Apple существенно смягчила правила приёма программ в магазин приложений для iOS. Ранее запрещённые программы одна за другой поступают в продажу.
В начале сентября компания Apple опубликовала новый свод правил, которым руководствуются цензоры магазина приложений для iOS. Оказалось, что фирма существенно смягчила самые спорные пункты соглашения с разработчиками: запрет на программы, дублирующие функциональность стандартных, и запрет на использование сторонних средств разработки.
Новые запреты были введены зимой 2010 года. Тогда Стив Джобс, генеральный директор Apple, сказал, что компания не может "отдаться на милость третьих лиц, которые будут решать, какие новые возможности предоставлять разработчикам ПО". Похоже, последовавшие через пару месяцев антимонопольные разбирательства заставили Джобса умерить пыл и пойти на попятный.
Кроме того, разработчикам наконец-то посчастливилось ознакомиться с процессом принятия решений о подтверждении приложения. Цензорам, как оказалось, рекомендуется смотреть в том числе на ценность программы. Они стараются не пропускать полной ерунды или, к примеру, однотипных приложений, созданных автоматически.
Дублирование функциональности
Послабления можно было заметить и до официального заявления. В 2009 году множество программ было отклонено за то, что они дублируют стандартные функции устройства, но уже апреле 2010 года в магазин приняли браузер Opera Mini, а затем одобрили и некоторые сторонние проигрыватели - например, OPlayer HD. Они позволяют воспроизводить видеоформаты, не поддерживаемые встроенным видеоплеером. Некоторые из плееров, правда, потом были выдворены из магазина, но другие успешно продаются и развиваются.
Наиболее ярким примером разрешённого плеера стал популярный мультиплатформенный плеер VLC с открытым кодом, который недавно появился в App Store. Он бесплатен и не снабжён назойливой рекламой, с которой поставляются некоторые другие бесплатные плееры. VLC также позволяет просматривать видеофайлы большинства известных видеоформатов (однако не всех - в отличие от десктопной версии VLC). Пока плеер доступен лишь на iPad, но разработчики из фирмы Apptitudes, портировавшей его на iOS, в скором времени обещают сделать версию для iPhone.
В магазин возвращаются и приложения для работы с сервисом Google Voice. Эти программы позволяют совершать звонки с виртуального номера. Вскоре после начала продаж они были выдворены из App Store по той же самой причине: их функции дублируют функции iPhone - то есть, возможность звонить, отсылать SMS и так далее.
Сейчас в App Store есть два приложения для доступа Google Voice: GV Connect и GV Mobile+. Впрочем, не всем разработчикам повезло - авторам VoiceCentral, находившегося на рассмотрении уже практически год, наконец отказали и даже указали причину отказа (которая, впрочем, не разглашается). Разработчики всё равно рады: им хотя бы ответили. Это наверняка ещё одно последствие изменения политики App Store.
Все эти программы сделаны не в Google. А что же фирменный Google Voice для iPhone? В 2009 году компания Google подала в Федеральную комиссию связи США жалобу на Apple, которая, мол, без всякой причины отвергла приложение. Из Apple на это ответили, что никто ничего не отвергал и Google Voice находится на рассмотрении (вероятно, так же как и аналогичная программа VoiceCentral). Таким образом, официальное приложение для Google Voice до сих пор не было ни отвергнуто ни утверждено.
Сторонние утилиты и интерпретаторы
Изменилось и уже успевшее стать знаменитым правило 3.3.1. Раньше оно устрашало создателей сторонних средств разработки для iOS запретом использовать для написания программ любые языки кроме C, C++, Objective C и JavaScript, а также автоматизированные средства генерирования кода. Следующее правило - 3.3.2, запрещало программам внутреннюю интерпретацию программного кода. Всё это сулило значительные трудности при создании кроссплатформенных программ, а также затрудняло разработку сложных игр, использующих внутренние скриптовые языки.
Теперь оба правила сократили - 3.3.1 запрещает лишь вызывать недокументированные API, а 3.3.2 - интерпретировать скачиваемый код (за исключением скриптов на JavaScript, работающих в WebKit).
На самом деле, со времени усложнения правила 3.3.2 не пострадала ни одна игра, использующая для работы, к примеру, скрипты на Lua или созданная при помощи стороннего средства вроде среды разработки Unity 3D. Тем не менее, и результаты послаблений не заставили себя ждать.
Авторы эмулятора давно устаревшего компьютера Commodore 64 недавно добавили к своей программе интерпретатор языка BASIC, являвшийся неотъемлемой частью любого "Коммодора". Приложение уже пропустили в App Store, хотя ранее именно из-за наличия интерпретируемого языка эмулятор отвергали, и разработчикам пришлось временно убрать эмулятор.
Возвращаются и приложения, созданные с помощью компилятора Flash, который был включён в пакет приложений Adobe Creative Suite 5. В начале этого года, когда все сторонние компиляторы были запрещены, ходили слухи, что виной тому именно Flash - якобы Apple не хотелось делить контроль над платформой с Adobe. После запрета в Adobe объявили, что прекращают развитие утилиты, но в момент выхода новых правил сразу же было сказано о продолжении работы над компилятором.
Реклама
При прошлом изменении правил приёма в App Store в Apple придумали хитроумный ход - запретить приложениям демонстрировать рекламные блоки, предоставляемые компаниями, производящими свои телефоны или средства разработки... Звучит запутанно? Говорят, что единственной целью такой формулировки было запретить разработчикам устанавливать рекламные блоки, предоставляемые агентством AdMob, владельцем которого является Google.
Запрет на рекламу от Google сложно трактовать двояко - в Apple создали собственную рекламную площадку - iAd, и запрет на сотрудничество с главным конкурентом выглядел довольно некрасиво. Пожалуй, даже менее красиво, чем запрет на Flash - там, по крайней мере, имелось хоть какое-то объяснение.
Теперь правило лишь запрещает собирать и анализировать пользовательскую информацию в целях предоставления рекламы. Это, безусловно, вредит рекламным сетям - они не могут отображать контекстные блоки. Впрочем, этому есть вполне разумное объяснение - в Apple стараются по возможности оберегать пользовательские данные.
На конференции D8, прошедшей в июне 2010 года, Стив Джобс рассказал о случае, которым был вызван этот запрет. Рекламное агентство Flurry собирало статистику об устройствах через свои объявления. В один прекрасный день благодаря этой статистике родился слух о том, что в кампусе Apple тестируют новое мобильное устройство (вероятно, это был iPad).
"Это нас страшно разозлило", - говорит Джобс. Однако тут же обещает: "как только мы перестанем злиться, мы придумаем какое-нибудь решение". Похоже, именно так и работает Apple - отражая горячий темперамент своего лидера: сперва всё яростно запрещает, затем потихоньку успокаивается и разрешает. Как оказалось, антимонопольные иски неплохо этому способствуют.