Кафедра Ваннаха: Возвращение длинного нарратива
АрхивКолонка ВаннахаДавление видеокультуры заставляет растущий детский мозг сползать вниз, от второй сигнальной системы к первой, от абстрактного слова к конкретному образу.
Век информационных технологий нагромоздил перед нами эвересты различных сведений. И он же принес с собой одну очень специфическую угрозу - утрату навыка работы с длинными текстами. Ну, как раньше росли дети - в сопровождении тянувшихся из вечера в вечер сказок. Затем - чтение книжек вслух. Потом чтение самостоятельное, поощрявшееся во всех индустриальных странах где на государственном (как в бисмарковской Германии с ее Культуркампфом, как в СССР с сетью библиотек), где на общественном (благотворитель-магнат Эндрю Карнеги с его сетью библиотек) уровнях. Потом чтение входило в привычку, вне зависимости от литературных вкусов привычка к длинным повествованиям была...
А потом все поломалось. Дамочка наскребала деньги (происходило сие еще до дождя нефтедолларов, пролившихся на российскую почву, и, соответственно, до появления индустрии кредитов), поскольку компьютер нужен был для учебы ее отпрыска в средней школе. На удивленный вопрос было отвечено, что, дескать, нормальному человеку в учебнике ответ на вопрос не найти, ну а установив на вышепомянутый компьютер энциклопедию от известного российского производителя (порадуем поклонников копирайта - энциклопедия у дамочки была лицензионная, и по цене для нее напряжная) ребенок легко с заданием справится. Так и получилось. И в бесплатной средней школе и платной школе высшей. И с работой дитю повезло - охранник в какой то лавке. Ценность его для хозяина лавки, правда, сомнительна - ведь вместо оттачивания навыков боев без правил на задворках Alma mater, он тупо сдирал с экрана, поначалу электронно-лучевого, а потом и жидкокристаллического, чужие ответы на чужие вопросы.
Рассказав сей случай в качестве анекдота ученой заморской даме, в ответ получаешь угрюмую насупленность. Оказывается - утрата навыка работы с длинными нарративами типична даже для студентов ее университета, входящего в двадцатку топовых в ихней мегадержаве. "Клиповое мышление". Даже в полной, здоровой, и небедной семье (детям из иных в этом университете делать нечего) бонны и прочая прислуга не водятся. Дать за семейным завтраком, как встарь, ребенку оплеуху, дабы он не мешал папе читать "Вашингтон пост", а маме готовить мюсли с йогуртом на гигантской кухне с оборудованием ценой в половинку космолета, мешает политкорректность и присущие богатеньким пригородам либеральные взгляды. Поэтому детям врубают мультфильмы с кабеля или спутника. И, как вы догадываетесь, не мягкую магию Норштейна... Нет, нечто очень технологичное, очень яркое и профессиональное, намертво приковывающее к себе взгляд. И по вечерам тоже Диккенса вслух не читают. Хотя еще старшая из бабушек ученой дамы, залучив младшую внучку, открывала для семейного дела потертый томик в телячьей обложке. А теперь каждый усаживается за свой - поначалу телевизор, потом монитор... Традиции сломались. Заокеанский пример характерен потому что речь идет об обществе, не испытывавшем таких чудовищных социальных катаклизмов, как мы. Просто сменился этос, образ поведения одних и тех же социальных групп. Потому что сменились технологии, лежащие в фундаменте общества.
И в результате студенты стали другими. При том же уровне прохождения текстов они теряют способность работы с длинным текстом. Хотя короткие факты, выраженные в виде схем и диаграмм связи между ними, воспринимают прекрасно. Преподавателям приходится без шума перетряхивать учебный процесс. Почему без шума - да потому, что родители деток платят за учебу чад немалые деньги. А узнай эвентуальный работодатель, что товарец то с гнильцой - цена и на образовательные услуги упадет...
И нас сия чаша никак не могла миновать. И здешняя мама, - дабы "не работать клоуном", - усаживает ребенка перед плазменной панелью и врубает дивиди. Няни дороги, неработающие бабушки дефицит... А давление видеокультуры заставляет растущий детский мозг сползать вниз, от второй сигнальной системы к первой, от абстрактного слова к конкретному образу. Причем образу быстро меняющемуся, не какой-то там медитации с проникновением в суть вещей - нет, примерно как кошка Брюса Уиллиса в "Пятом элементе" глядела телевизор...
И компьютерное общение подрастающего поколения ничего хорошего ни для кого (кроме производителей и продавцов гаджетов) с собой не несет. Даже в самом лучшем случае, - когда нет чьей то злой воли, - это всего лишь деревенская завалинка, хоть, порой, и трансконтинентальных размеров. Сие, конечно, не может не радовать поклонников Маршалла Маклюэна с его всемирной деревней, но приписать что либо доброе нравам завалинки может только очень большой поклонник писателей-деревенщиков советской поры, или же классиков века девятнадцатого с их народом-богоносцем.
Но технология склонна давать и решения проблем. Наибольшей фантастикой в коммунистической утопии Лема "Магелланово облако" казался эпизод, где дядя, вылив на племяша ушат холодной воды, охладив его тягу к ручному пилотированию ракет, в императиве говорил ему пойти и почитать конкретную книгу. Не проверив, есть ли она дома на полках, не уточнив, доступна ли она в абонементе библиотеки. Сейчас мы уже находимся примерно в такой ситуации. Ребенку уже можно сказать, какую книгу стоит прочесть. Ну, конечно, позаботившись залить на карточку электронной книги достаточно полную и разумно составленную библиотеку. Любая, - реально, именно любая книга окажется под рукой в нужное время. Большая, нежели у ЖХ, инерционность экрана на электронной бумаге, способствует "линейному" чтению, хотя и встарь заглядывали в конец романа... Знаете, сам Лем завидовал популярности авторши Гарри Поттера, хотя воздержаться от черной зависти к гонорарам Роулинг мог бы разве что Франциск из Ассизи... Но книги то эти очень литературны, в них масса аллюзий на классику, от работ тех времен, когда наука и алхимия варились в одном котле, кончая классической работе по Второй мировой, "Взлету и падению Третьего Рейха" берлинского корреспондента Columbia Broadcasting System Уильяма Ширера. И приключения могут познакомить ребенка очень со многим. Морские странствия мичмана Хорнблауэра ознакомят с важностью владения морем для рыночной экономики. Пешие скитания стрелка Шарпа - с беспощадной сутью европйского стиля войны. (А то любим мы приписывать себе некое особое зверство... Хотя фильм Бондарчука о европейцах "Ватерлоо" был зело похож на правду, потому и провалился в прокате!) Ну а потом разум подростка созреет и до восприятия абстракций, и одновременно, станет уязвим для гормональных демонов пубертатного периода. Так тут жизнеописания античных философов Диогена Лаэртского ознакомят со столь разнообразными и оригинальными взглядами на проблему пола, - один штукарь-киник Диоген Синопский чего стоит, - после чего воспитуемого будет уже и в жизни ничем не удивить. И одновременно будут вбиты в мозг реперы, необходимые для изучения университетского курса философии - но это уж так, бонус. Настанет время социализации, осознания места в обществе, и истории этого самого общества - поможет Тацит с его беспощадным рассказом о необоснованных репрессиях периода Принципата, поможет понять что ничего уж так специфически ужасного в здешней истории нет. Так же как и поручик Мышлаевский с его мнением о народе-богоносце поможет осознать, что и достоинства нашему населению без нужды приписывать не стоит. Главное, что бы книги были у растущего человека под рукой вовремя - так технология такую возможность дает! А уж воспользоваться ей - дело вкуса...