"Школьное" лицензирование: существует ли проблема?
АрхивМненияПо данным Минсвязи, в 2007 году на 75% школьных компьютеров было установлено нелицензионное программное обеспечение. Сейчас, по-видимому, всё обстоит несколько иначе.
1 сентября вся страна отмечает День Знаний. Мы не могли пройти мимо такого важного события и публикуем статью о состоянии дел с лицензированием проприетарного ПО в Псковских школах.
Сейчас много говорят о внедрении в школах свободного программного обеспечения. Необходимость бесплатных программ обосновывают, в частности, активным использованием пиратских версий проприетарного ПО в образовательных учреждениях.
По данным Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации, в 2007 году на 75% школьных компьютеров было установлено нелицензионное программное обеспечение. Представители Минсвязи тогда назвали положение с лицензированием школьного ПО в России угрожающим и подготовили документ по обеспечению школ базовым набором программного обеспечения. Это было вскоре после прогремевшего на всю страну дела Поносова.
"Проблема повсеместного распространения нелицензионного программного обеспечения в школах, мягко говоря, преувеличенна. Никогда федеральная поставка компьютеров в школы не шла без лицензионного ПО", - заявил в ответ глава Департамента госполитики в сфере образования Минобрнауки Исаак Калина на встрече с представителями органов управления образованием. Вскоре стартовал проект "Первая помощь 1.0" (в рамках которого коммерческие программные продукты поставлялись школам с огромной скидкой) и проблемы лицензирования перестали активно обсуждать в прессе.
С тех пор прошло несколько лет, но высказанная представителями Минсвязи точка зрения априори считается правильной. Попробуем разобраться, так ли ужасно обстоят дела с пиратским ПО в российских школах. Исаак Калина отметил, что проблемы возникают, когда учителя устанавливают на компьютеры дополнительное ПО, не ограничиваясь стандартным набором программ.
Директор ГУ "Региональный центр информационных технологий Псковской области", зам. руководителя секции экспертно-консультативной группы Совета при Президенте РФ по развитию информационного общества в Российской Федерации, Алексей Драгунов этот факт подтверждает: "Минсвязи в 2007 году оценивал не только Windows и Office. Они ведь учитывали ВСЕ, включая Borland Pascal, Basic и т. д. По числу экземпляров нелицензионного ПО - его действительно было много. Еще не выработалось понимание самой сути понятия интеллектуальной собственности. Сейчас в государстве ситуация изменяется", - говорит эксперт корреспонденту "Компьютерры".
Он также отмечает, что Исаак Калина вел речь о системном и прикладном ПО, которым оснащались компьютеры при госпоставках: "Windows и Office действительно по всем поставкам шли лицензионные". По мнению Алексея Драгунова, сегодня школе массовой закупки другого лицензионного ПО не нужно, если не считать продуктов, специально разработанных для образования (системы управления школой, ЦОР, различных мультимедийных продуктов и инструментальных средств). Впрочем, необходима также закупка бессрочных лицензий Windows на компьютеры, приобретенные школами или субъектами РФ самостоятельно за время действия проекта "Первая помощь", подаренных спонсорами и так далее.
"С нашей точки зрения, одним из направлений развития ИКТ в образовании и науке должно стать государственное стимулирование разработки открытых прикладных решений в этой сфере", - заявил г-н Драгунов.
Ходят слухи, что школам очень сложно подтвердить факт установки на полученные ими по федеральным программам компьютеры лицензионного ПО корпорации Microsoft. Алексей Драгунов этот факт отрицает. По его словам, основная масса лицензий Microsoft в школах подтверждается. Массовые поставки с 2003 года и более поздние поставки были полностью корректны (те, что шли через Минобрнауки). На компьютерах есть лицензионная наклейка, а также имеется академическая лицензия на основе документов (накладной, акта). ПО, которое закупал регион (эксперт говорит только о Псковской области, - прим. ред.) шло по аналогичной схеме и все необходимые документы присутствуют.
С теми продуктами, которые школы купили самостоятельно, также никаких проблем нет, как сказоны выше необдходима докупка нескольких бессрочных лицензий на некоторые школы.
Требуют разъяснений от поставщиков и Microsoft лишь самые первые поставки по программе "Дети России". Таких машин в школах Псковской области относительно немного - им уже около 10 лет. "Поставки шли, если я верно понимаю, не через Минобрнауки (тогда еще МО РФ), - говорит Алексей Владимирович. - По этим вопросам мы будем запрашивать поставщиков и Microsoft: необходимы разъяснения по порядку лицензирования продуктов для системы образования в 2000 году".
Что касается проблем с подтверждением лицензионной чистоты поставленных в рамках программы "Первая помощь" продуктов - слухи также не подтверждаются. Проект был недавно, точнее, он еще не закончился: "Если нам что-то потребуется в подтверждение лицензионной чистоты - отправим запрос победителям конкурса по этому проекту. Думаю, проблем с ответом на конкретно заданные вопросы не возникнет", - сказал Алексей Драгунов.
Как видно, слухи о проблемах с "потерянными" лицензиями несколько преувеличенны (по крайней мере, если говорить об одной отдельно взятой области). Проблем с системным ПО и офисным пакетом эксперт не отмечает. Что касается различного дополнительного ПО, без которого преподавателям сложно обойтись, - тут есть определенные трудности. Не стоит забывать и о том, что срок действия лицензий на ПО, поставленное в рамках программы "Первая помощь", истекает в 2010 году.
Естественно, возникает вопрос: "Что делать?". По словам г-на Драгунова, в Псковской области начинается инвентаризация ПО в школах, которая позволит принять на региональном уровне обоснованные решения о конкретной потребности в закупке дополнительных лицензий Microsoft в конце 2010 года, разработке собственных решений на базе СПО, а также выработать рекомендации по использованию существующего свободного ПО для решения отдельных.
Корпорация Microsoft готова по-прежнему поставлять школам ПО со значительной скидкой. Скорее всего, и другие разработчики коммерческих продуктов от нее не отстанут: продажа ПО образовательным учреждениям по специальным ценам является общепринятой мировой практикой. В качестве альтернативы можно рассмотреть варианты установки на школьные компьютеры свободных продуктов. Впрочем, сейчас сложно сказать, будет ли это дешевле - бесплатного ПО не бывает в принципе, внедрение и сопровождение СПО также стоит денег. Разработку специальных школьных дистрибутивов Linux оплачивает государство. Говорить о сравнении совокупной стоимости владения проприетарными и свободными продуктами можно будет лишь через несколько лет.
Лучше всего работать сразу по нескольким направлениям и это очень хорошо понимают "наверху". Согласно утвержденному Президентом РФ "Плану реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года", 25% общеобразовательных учреждений каждого региона РФ должны использовать СПО не менее, чем на 50% имеющихся персональных компьютеров.
По словам Алексея Драгунова, в Псковской области решили до конца года установить СПО не менее, чем на половине имеющихся школьных компьютеров: "Чтобы понять то общее в информационных технологиях, что не зависит от продуктов и вендоров, дети в школе должны знакомиться с различными решениями, функционирующими на разных платформах", - считает Драгунов.