ВГТРК отсудила у "Вконтакте" миллион рублей
АрхивСтатьиДля ВГТРК - это скорее моральная победа, для "Вконтакте" - невеликая потеря, но сдаваться соцсеть просто так не собирается. Каковы будут последствия этого конфликта?
Один миллион рублей. Такова сумма, которую присудили ВГТРК по итогам судебного разбирательства с социальной сетью "Вконтакте", которую признали виновной в нарушении прав телекомпании. Арбитражный апелляционный суд Санкт-Петербурга постановил, что администрация "Вконтакте" виновна, отменив тем самым решение предыдущей инстанции, решившей, что за шалости своих пользователей социальная сеть ответственности нести не может.
Судебная драма между ВГТРК и "Вконтакте" началась в 2008 году, когда телекомпания подала два иска, обвинив социальную сеть в незаконном размещении на её страницах художественных фильмов "Остров" и "Охота на пиранью". Понятно, что размещала не сама социальная сеть, а её пользователи, которых недавно руководитель компании "Амедиа" Александр Акопов окрестил "30 миллионами уголовников".
По правде сказать, миллион рублей - добыча не слишком знатная, и для ВГТРК это капля в море, и для "Вконтакте" потеря невеликая, но, как полагается в таких случаях, победители вещают о том, что главное - добиться признания виновных виновными, а побеждённые машут после драки апелляциями, пусть даже ещё и не поданными.
Тут следует привести один любопытный абзац из письма пресс-секретаря "Вконтакте" Владислава Цыплухина (цитирующего Павла Дурова):
"ВГТРК, в обход всей мировой практики, подала в суд на "Вконтакте" без уведомления. Разумеется, мы не могли знать о наличии этого контента, но удалили его сразу же после подачи иска..."
В письме много говорится о том, что "Вконтакте" сотрудничает с правообладателями и даже предоставляют некоторым из них права на модерацию. Главная обида на ВГТРК состоит именно в том, что "вероломное военное нападение" состоялось без "объявления войны". Иными словами, "Вконтакте" сейчас утверждает, что телекомпания ВГТРК нарушила общепринятые "Правила ведения боевых действий", поступила "не по-джентльменски", и что суд её в этом поддержал. Ну и решение суда названо "несовместимым с развитием российского интернета".
Дальше, как и полагается, идёт ссылка на "высказывания президента". Не на закон, трактовка которого судом на этот раз оказалась не в пользу "Вконтакте", а именно на "высказывания президента" и "соответствие мировым стандартам". Которые, опять же, в законах российских никак не прописаны.
С чем, однако, не поспоришь, так это с финальным утверждением Дурова: "...исходя из текущей логики суда, правообладатели смогут закрыть любой проект Рунета, загружая на него свой контент и подавая в суд без уведомления ресурса..."
Факт. Мало того, наверняка подобные истории будут иметь место. Многочисленные, слишком многочисленные, чтобы их приводить, примеры показывают, что провокация - даже самая грубая и очевидная - стала вполне себе легитимным орудием политической борьбы (просто потому, что большинство людей интересуется, чей сукин сын учинил провокацию - наш или не наш, и нашему всё прощается).
А если в политике можно, то почему в коммерческой конкуренции нельзя? Доброхоты всегда найдутся, тем более, что законы в этой области как будто намеренно пишутся в виде комбинации дуршлага и дышла (ссылка по теме: http://www.computerra.ru/readitorial/548317/). А впрочем, почему "как будто"?
Излишне говорить, что когда законы не работают, а правовое поле необходимо, в дело вступают традиции, обычаи и джентльменские соглашения. Если не работают и они, в дело вступает огнестрельная дипломатия, и правовое поле на этом заканчивается.
"ВКонтакте" сделал свободный обмен всевозможным цифровым контентом функцией, доступной всем пользователям по умолчанию.
Как следствие, внутри этой сети само понятие "пиратство" оказывается нонсенсом, поскольку большинство пользователей - закономернейшим образом - считают вешать друг другу на стены понравившиеся видео- и аудиозаписи своим "священным правом" (как выразилась Соня Соколова, главред "Звуков.ру"). Более того, именно это, возможно, является одним из главных конкурентных преимуществ соцсети "Вконтакте" перед остальными подобными ресурсами - с точки зрения пользователей, по крайней мере.
Радует одно: в России - не прецедентное право, и любой следующий суд тоже будет ворочать дышлом, да оглядываться наверх, кабы чего не вышло, и в итоге примет решение, которое может не иметь никакого сходства с нынешней резолюцией арбитражного апелляционного суда Санкт-Петербурга.
Кстати, история, похоже, может получить совсем уж неожиданное развитие. По не подтверждённым официально данным, представленным Roem.ru, трофейный миллион ВГТРК планирует истратить... на рекламу внутри социальной сети "Вконтакте".
Если это окажется правдой, комбинация получится весьма красивой, не правда ли?