Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Сотовый телефон заменит билет на метро

АрхивСтатьи
автор : Юрий Ильин   22.06.2010

Вместо обычного проездного к турникету в московском метро можно будет прикладывать телефон. Деньги за поездку будут списываться с телефонного счёта.

Через несколько месяцев в московское метро будут пускать буквально "по сотовому телефону". Вместо проездного к жёлтому кругу на турникете можно будет прикладывать телефон, после чего деньги за поездку будут списываться с телефонного счёта. Над этим проектом совместно трудятся МТС и ГУП "Московский Метрополитен", и старт намечен уже на декабрь 2010 года.

Сначала абоненту придётся раздобыть специальную "симку" для своего телефона - их будут продавать в кассах метро или бесплатно выдавать в салонах МТС. SIM-карты, подходящие для оплаты услуг метрополитена, имеют память 256 Кб. Это больше, чем у стандартных карт, поскольку на них должен быть установлен апплет, синхронизированный с платформой МТС "Мобильная коммерция".

Когда специальная SIM-карта вставлена в аппарат, в его меню появляется новый раздел, где абонент сможет управлять расчётами за пользование услугами метрополитена. В меню телефона абонент может выбрать требующееся ему количество поездок и купить "электронный билет", перечислив деньги со своего лицевого счета абонента в счет оплаты проезда в метро.

После покупки "электронного билета" телефон нужно поднести к турникету на расстояние не менее десяти сантиметров. Турникет попытается подключиться к телефону с помощью технологии Near Field Communication (NFC), которая позволяет двум электронным устройствам обмениваться информацией посредством радиочастот (13,56 МГц, скорость передачи данных 424 кбит/c) без физического контакта, но лишь на очень небольшом расстоянии.

Чтобы из этого что-то получилось, телефон, разумеется, должен поддерживать NFC. Сейчас эту технологию встраивают лишь в некоторые модели телефонов Nokia и Samsung. Кроме того, единичные модели с поддержкой NFC выпускают Motorola, Sagem и LG. Правда, Nokia обещает значительно расширить модельный ряд с поддержкой NFC в 2011 году, но вряд ли это спасёт ситуацию. О том, чтобы у абонентов появились подходящие аппараты, МТС придётся позаботиться самостоятельно.

С момента запуска решения в тестовую эксплуатацию в четвёртом квартале 2010 года в пунктах продаж на территории метрополитена за 250-300 рублей в телефон можно будет установить специальную NFC-антенну. Специалисты на месте будут определять, есть ли техническая возможность установить антенну на телефон абонента.

Во всякий ли телефон возможно вставить специальную антенну и "симку"? Судя по всему, нет. В iPhone, к примеру, она вряд ли уместится - корпус аппарата не открывается, а к последней модели не подходят даже SIM-карты традиционного размера. И вряд ли iPhone исключение. Если специалисты всё-таки решат, что NFC-антенну в телефон заправить не удастся, понадобится новая трубка.

"Сейчас решение тестируется на различных моделях телефонов. Мы планируем, что линейка аппаратов, на которых станет доступна установка решения по оплате проезда в метро, будет максимально широкой", - сообщили в пресс-службе МТС, отметив, что решение специально разрабатывалось без привязки к каким-либо моделям телефонов, и абонентам не обязательно понадобится менять телефон и покупать трубку со встроенным NFC-чипом.

У МТС есть планы внедрить аналогичную технологию оплаты проезда и в других городах, где есть метрополитен, но лишь после тестирования услуги в Москве.

Самый насущный вопрос - естественно, в какие деньги это всё влетит в конечном счёте? Тарификация в московском метрополитене - притча во языцех, и обыкновение продавать билеты с фиксированным количеством поездок и ограничением по времени (таким, чтобы поездок вечно либо не хватало на месяц, либо чтобы несколько штук "сгорало"), постоянно становятся предметом недовольства. Иногда даже и судебных разбирательств - пока что тщетных, впрочем.

Естественно, высокотехнологичная инициатива метрополитена может вызывать некоторые подозрения насчёт финансовой стороны вопроса. МТС себе в убыток работать не может по определению - это всё-таки коммерческая компания. Не окажется ли "проход по телефону" дороже для пользователей?

"Подключение сервиса бесплатно. Тариф оплаты проезда через мобильный телефон соответствует общей тарификации оплаты услуг Московского метрополитена. Пользование услугой в тестовый период (два-четыре месяца) также будет бесплатно. После тестовой эксплуатации сервиса оператор планирует ввести плату за пользование услугой", - пояснили в пресс-службе МТС, добавив, что "стоимость услуги будет максимально приемлемой для абонентов". В конечном счёте, они заинтересованы в её массовом распространении.

С форматом в МТС пока не определились: будет ли это абонентская плата или оплата за транзакцию, решат к моменту запуска решения в коммерческую эксплуатацию.

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.