Кивино гнездо: Секретная история компьютеров
АрхивКивино гнездоРаскрытие документов из секретных архивов всегда проливает свет на известные исторические события. Ныне можно узнать кое-что новое о роли АНБ США в компьютерной революции.
Несколько дней назад, 17 мая, в интернете был опубликован любопытный документ, рассекреченный Агентством национальной безопасности США и проливающий дополнительный свет на историю рождения компьютерных технологий.
Документ этот, объемом около 100 страниц, носит название "История электронных цифровых компьютеров АНБ общего назначения", для внутреннего употребления в агентстве он был подготовлен аж в 1964 году, а автором работы являлся один из старейших сотрудников американской спецслужбы Сэмюэл Снайдер (Samuel S. Snyder, 1911-2007).
Работа Снайдера в американской криптоаналитической разведке началась ещё в 1936 году, когда единой структуры под названием АНБ не было даже в проекте, а существовали лишь раздробленные службы радиоперехвата и дешифрования в каждом из родов войск. В одной из них, U.S. Army Signal Intelligence Service, где вскрытием шифров потенциальных неприятелей командовал "отец" американской криптологии Уильям Фридмен (William Friedman), и началась служба Снайдера. В годы второй мировой войны он уже возглавлял несколько групп, весьма успешно вскрывавших военно-дипломатические шифры Японии.
После окончания войны Снайдер сыграл ведущую роль в разработке и создании вычислительной машины ABNER, по тем временам весьма мощной компьютерной системы для вскрытия шифров. В одном из интервью 1990-х годов ветеран-криптограф рассказал, что свое название эта машина получила по имени персонажа комиксов — "Крошкой Абнером" звали здоровенного и очень сильного парня, который при этом практически ничего не знал. Наш ABNER выглядел чудовищно, вспоминал Снайдер, но это был самый сложный для своего времени компьютер.
В последующие годы на Снайдера были возложены обязанности по сопровождению разработки и программирования новых компьютерных систем, включая и знаменитую машину HARVEST — один из первых компьютеров общего назначения, созданный совместными усилиями спецслужбы и IBM как ответ на доминировавшую тогда систему Univac.
Когда несколько лет назад Сэмюэла Снайдера торжественно вводили в число героев "зала славы и почета" АНБ, то в приветственном адресе прозвучали слова о том, что его "новаторские работы над ранними компьютерами непосредственно привели к развитию тех компьютеров, которые мы знаем сегодня, и заложили основы для многих аспектов современной компьютерной индустрии"...
Короче говоря, более компетентного и знающего человека для подготовки обзорной работы о роли АНБ США в становлении компьютерных технологий и отыскать, наверное, было бы невозможно. Пересказывать же, пусть даже вкратце, содержание рассекреченного обзора в столь небольшой статье — дело совершенно нереальное. Однако хотя бы для общего представления о материале имеет смысл привести несколько упоминаемых Снайдером фактов.
Помимо контрактов на закупку и аренду вычислительной техники или совместной разработки инженерных подходов, важнейшим влиянием АНБ на индустрию было то, что запросы спецслужбы диктовали и непосредственно направляли прогресс в компьютерных технологиях. Вот лишь некоторые тому примеры.
Финансирование спецслужбой работ по созданию машины ATLAS I вывело компанию Engineering Research Associates (ERA) на позиции одной из наиболее передовых компьютерных корпораций в стране. Последовавшие за этим коммерческие компьютеры ERA 1101 и 1103 были практически идентичны "секретным" машинам ATLAS I и ATLAS II. После слияния фирм ERA и Eckert-Mauchly Corporation в единую структуру под названием Remington-Rand-UNIVAC, машины 1101 и 1103 стали частью знаменитой линейки UNIVAC.
Ещё один пример — контракт АНБ на создание системы NOMAD корпорацией Raytheon. Конструкция NOMAD явилась прямым предшественником компьютера Datamatic-1000, который затем трансформировался в первые машины линии Honeywell.
Раннее осознание в 1955 году того, сколь яркое будущее имеют транзисторы в качестве компонента электроники, подтолкнуло АНБ к финансированию SOLO, первого для спецслужбы практичного компьютера на транзисторах, разработанного корпорацией Philco. Позднее эта же машина стала известна на рынке как Transac 8-1000 — первый в мире коммерческий транзисторный компьютер.
Начиная с системы EDPM Type 701, чрезвычайно впечатляющим стало сотрудничество АНБ с корпорацией IBM. Очень мало кто осознает (писал Снайдер в 1964 году), что в основе ранней компьютерной философии IBM по преимуществу заложен опыт АНБ в решении проблем с обработкой больших массивов данных. Определенные особенности системы 704, составлявшие улучшения конструкции относительно модели 701, родились из предложений сотрудников АНБ. По аналогичной траектории модель 705 стала улучшенной версией машины 702.
Контракт АНБ на исследования и разработку передовой системы HARVEST, а также финансирование спецслужбой исследований по новым устройствам оперативной памяти и накопителям на магнитной ленте, не только сильно повлияли на конструкцию коммерческой машины IBM 7030 (STRETCH), но также — как формулирует это автор работы — "привели к решению целого ряда фундаментальных проблем в машинной логике и обработке, никогда прежде не появлявшихся в компьютерной области".
Понятно, что для современного читателя, интересующегося историей компьютеров, было бы любопытно узнать, что же это были за "фундаментальные проблемы". Однако обзор Снайдера был написан почти полвека назад, когда государственной тайной был даже сам факт существования в США спецслужбы под названием АНБ — разведывательного агентства, на регулярной основе вскрывающего шифры и читающего засекреченную переписку других государств. А гриф секретности у данного документа даже изначально был явно небольшой, поскольку в нём — как это ни поразительно — нет ни одного появления терминов типа "шифр, криптография, дешифрование" и тому подобных слов. То есть из более чем 100-страничного обзора компьютерных аспектов в работе АНБ вообще нельзя понять, чем же конкретно это агентство занимается.
Самих сотрудников АНБ, похоже, эти чрезмерные режимные строгости несколько раздражали. Спустя полтора десятка лет, когда со строгостями вокруг тайн криптографии стало несколько полегче, Снайдеру довелось написать для одного из внутренних журналов АНБ ещё одну обзорно-историческую статью на примерно ту же самую тему. В предисловии к этой статье он написал так: "Неудачным аспектом исторических отчетов о создании вычислительной техники, публикуемых в открытой печати, является бросающееся в глаза (для некоторых из нас, по крайней мере) умолчание относительно роли криптологических организаций США. А также умолчание о тех вкладах данных организаций, которые помогали заложить основы всей компьютерной индустрии. АНБ и прочие предшествовавшие криптологические структуры были обязаны на протяжении многих лет соблюдать полную анонимность. И для этого были серьёзные причины. Однако ныне, в эпоху применения компьютеров практически во всех областях цивилизованного общества, настало время признать их выдающиеся вклады в становление компьютерной промышленности".
Найти в Сети электронные PDF-версии работ С. Снайдера можно по следующим адресам.
Большой исторический обзор начала 1960-х годов ("History of NSA General-Purpose Electronic Digital Computers" by Samuel S. Snyder, 1964) выложен на архивном сайте www.governmentattic.org.
Более краткий обзор конца 1970-х годов ("Influence of U.S. Cryptologic Organizations on the Digital Computer Industry" by S. SNYDER, Cryptologic Spectrum: Vol. 7, No.4, 1977 and Vol. 8, No.2, 1978), сконцентрированный на том влиянии, которое разработки АНБ оказали на компьютерную индустрию, выложен на официальном сайте спецслужбы www.nsa.gov.