Павел Брук (Autodesk) о цифровых прототипах и машиностроении в России
АрхивИнтерактивДиректор по развитию бизнеса Autodesk в машиностроении в странах СНГ рассказал "Компьютерре" о пакете Autodesk Inventor и специфике российского рынка.
Павел Брук, директор по развитию бизнеса компании Autodesk в машиностроении в странах СНГ, Ближнего Востока и Африки, рассказал "Компьютерре" о том, что такое пакет Autodesk Inventor, для чего и для кого он предназначается, а также о специфике российского рынка.
- Расскажите для непосвященных, что такое Autodesk Inventor.
- Inventor - это решение для автоматизации проектирования машиностроительных объектов, фактически для любого предприятия так называемого дискретного производства, то есть такого, которое производит изделия, находящиеся вокруг нас. Автомобили, самолеты, космические корабли – всё это объекты дискретного производства, имеющие в своей основе сложные технические решения. И изготовить их без предварительного проектирования невозможно. Причём проектирование – это не единый процесс. Он включает в себя разработку самой конструкции, выпуск конструкторской документации, проведение специальных испытаний на прочность и на нахождение в различных средах, а кроме того, испытание на устойчивость к вибрациям, теплу и другим внешним воздействиям, исследования на эргономику и многое другое... Практически весь этот комплекс мероприятий можно провести в наших решениях, в частности, в Inventor.
- То есть, другим словами, это САПР сильно продвинутого уровня, так?
- Да. Я бы даже не сказал, что это отдельная программа. Inventor – это комплекс решений, разработанных на основе концепции, которая называется "цифровой прототип" (digital prototyping). С его помощью можно полностью смоделировать изделие до того, как оно будет создано физически. Причём цифровой прототип не просто демонстрирует внешний вид объекта, но и его поведение в тех условиях, в которых он будет находиться. Inventor позволяет очень сильно сократить издержки, обойтись практически без постройки дорогостоящих физических прототипов и тем самым значительно ускорить процесс разработки. Благодаря этому предприятия могут больше времени уделять инновациям.
- Но, в принципе, Inventor не отменяет физических испытаний? То есть, если речь идет о каком-то летательном аппарате и транспортном средстве, то аэродинамическую трубу Inventor заменить не сможет, так?
- Конечно, есть отрасли, где проведение физических испытаний необходимо в силу различных факторов. К примеру, в авиации вы обязаны провести определенный набор испытаний самолёта, потому что этого требуют условия сертификации. Там же, где таких требований нет (например, зачем испытывать физический прототип проектора или ноутбука), все это можно смоделировать в Inventor. Кроме того, если требуется провести более тщательный анализ, это можно сделать с помощью специального комплекса решений Algor Simulation, который позволяет производить очень сложные инженерные расчеты. С помощью Algor Simulation вы можете провести виртуально практически все виды испытаний.
- Inventor иногда сравнивают с SolidWorks. Почему возникает такое сравнение и в чём все-таки разница между ними?
- Этот вопрос одновременно и сложный, и простой. Безусловно, рынок отнюдь не состоит из одного Inventor – у нас есть конкуренты, и это не только SolidWorks. Каждая из этих систем чем-то по-своему хороша. Наше основное преимущество в том, что в Autodesk разработан наиболее полный комплекс решений, позволяющих получить цифровой прототип изделия. Эти решения охватывают весь процесс проектирования, начиная с момента, когда дизайнеры создают первые наброски и эскизы (они могут использовать систему промышленного дизайна Alias). Дальше данные могут быть без потерь переданы в сам Inventor, где создаются 3D-модели для анализа поведения изделия в реальности и выпуска конструкторской документации. За этим следуют передача и обработка всех мыслимых и немыслимых типов данных – всего, что касается прочности, кинематического анализа, практически всех видов инженерного анализа (для этого служит уже упомянутый мной Algor Simulation и ряд других решений). Впоследствии эти данные могут быть экспортированы в системы управления производством (как, например, Autodesk Vault), и подготовки собственно производственного процесса (Moldflow), с тем чтобы обеспечить полномасштабный выпуск требуемого изделия.
Сравнивать конкурирующие системы по функционалу, то есть по наличию или отсутствию каких-то определённых кнопок, особого смысла нет, поскольку сегодня технологии достигли такого уровня, когда возможности всех аналогичных программ приблизительно равны. Если, скажем, оглянуться лет на пятнадцать назад, когда кто-то обладал какими-то специальными технологиями математического моделирования, кто-то работал на платформе Windows, кто-то – на Unix, – тогда можно было говорить, что существовали решения высокого, среднего и низкого уровней. Сейчас же все системы с точки зрения формирования геометрии изделия приблизительно равны.
Поэтому здесь имеет смысл говорить о том, что именно Autodesk предлагает наиболее полный комплекс этих решений, который позволяет рассчитать и задать параметры изделия на протяжении всего его жизненного цикла. С другой стороны, Autodesk предлагает решения не только в области машиностроения, но и для строительства, инфраструктуры, архитектуры, медиабизнеса. И это также дает нам неоспоримые преимущества, поскольку мы имеем возможность обеспечить полный цикл проектирования для предприятий, находящихся на стыке этих отраслей.
- Насколько востребован Inventor именно в России? Кто его главным образом использует в настоящее время?
- Мы продаем Inventor в России уже много лет, и сейчас можно сказать, что эта программа в максимальной степени соответствует российским промышленным стандартам. Мы вложили очень много средств именно в обеспечение соответствия Inventor российским стандартам ГОСТ и ЕСКД – и сейчас это одно из его важных конкурентных преимуществ, благодаря которым он очень востребован. Востребован он ещё и потому, что в состав Inventor Suite входит AutoCAD Mechanical, который тоже отвечает всем необходимым стандартам выпуска конструкторской документации. Формат AutoCAD в свою очередь de facto уже давно является стандартом в области САПР и обмена данными. Ну и, в дополнение к этому, Inventor можно применять в самых разных сферах промышленности, и практически нет ни одной отрасли в России и СНГ, где бы не было наших заказчиков. Это и авиация, и космос, и автомобилестроение, и общее машиностроение, и судостроение – практически все дискретные производства. В каждой отрасли у нас есть заказчики и истории успеха - того, как они внедрили и полностью освоили Inventor.
- Какие-то громкие имена можно назвать?
- ЗАО "Трансмашхолдинг", "Объединённая промышленная компания", "Объединенный институт ядерных исследований", ОКБМ им. Африкантова, "ЭМАльянс", ИРКУТ, "Базовый Элемент" и ФГУП "Эхо" (РОСКОСМОС).
- Насколько приоритетным для Autodesk является направление, к которому относится Inventor в РФ и во всём мире?
- Машиностроение – это одно из четырёх основных направлений бизнеса Autodesk, которые, по сути, равнозначны. Соответственно, каждому из них уделяется определённое внимание со стороны руководства компании, и, безусловно, по ним трудится огромное количество разработчиков. И нельзя сказать, что, например, архитектура у нас развивается лучше, чем машиностроение. Все зависит от региона. Так, на Ближнем Востоке в количественном отношении машиностроение развито не так сильно – по этому показателю регион значительно проигрывает России. Соответственно, там основу бизнеса компании составляют строительство, архитектура и другие области, которые там быстрее развиваются. В России же у нас нет серьёзных различий в приоритетах.
- То есть в России машиностроение вполне себе активно функционирует?
- Да, безусловно. Рынок машиностроения в России очень серьезно развит, но мы занимаемся и всеми странами СНГ. Кроме России хорошие рыночные перспективы у этой отрасли ещё на Украине, в Белоруссии и Казахстане. В прошлом году из-за кризиса ощущалась некоторая стагнация, но сейчас бурными темпами идёт восстановление, и от развития этих рынков мы ожидаем большой отдачи. Кроме того, Autodesk продолжает инвестировать: с одной стороны – в наших партнеров, которые занимаются продажами, чтобы они развивались, а с другой стороны – в развитие продукции, поддержку стандартов и так далее.
- В чём, на ваш взгляд, заключается главная специфика российского рынка относительно Inventor? И как обстоит дело с пиратством?
- Здесь нужно различать специфику российского рынка и пиратство. Последнее у нас развито так же, как и везде (кстати сейчас, по последним данным аналитических агентств, пиратство в стране идет на спад). Но я бы не сказал, что это проблема для Autodesk – скорее для тех машиностроительных компаний, которые используют пиратский продукт. Нужно иметь в виду разницу между попытками простых пользователей или студентов самостоятельно опробовать и изучить новое для них ПО и разработкой сложнейших промышленных продуктов с помощью контрафактных программных решений без какой-либо помощи, без обучения со стороны Autodesk и наших партнёров. Во втором случае компания, использующая пиратскую программу, не может быть уверена, что использует её правильно и эффективно. Фактически, созданные ей изделия могут оказаться некачественными и даже опасными, а разрабатывается в таких компаниях довольно-таки сложная техника, – и поэтому она сильно рискует. И сейчас мы видим, что практически ни одна серьёзная машиностроительная компания, особенно из тех, что занимаются авиацией и космосом, не берет на себя риски использования пиратского ПО.
Что же касается специфики рынка, то, несомненно, она не может не играть свою роль. Наиболее значимым отличием России от Запада в области машиностроения мне представляется очень небольшое количество компаний, относящихся к малому и среднему бизнесу. Практически отсутствуют небольшие конструкторские бюро, небольшие заводы, которые что-то выпускают. Если взять Opel или BMW, то у них огромный список поставщиков проводов, резины и других комплектующих – это сотни и тысячи небольших компаний, в конструкторских бюро которых максимум 10–20 человек.
У нас же исторически сложилось так, что практически вся промышленная продукция производится крупными государственными предприятиями или коммерческими холдингами. Это накладывает определенную специфику на работу с заказчиками: с одной стороны, требуется как можно больший охват и квалифицированная помощь этим предприятиям, а с другой – усложняет процедуру продаж. Если в небольших компаниях решения принимаются сравнительно быстро, то в крупных холдингах цикл принятия решений весьма длительный. Приходится работать на уровне директоров и владельцев бизнеса.
Что касается российского рынка САПР, то у нас здесь большая конкуренция, потому что помимо традиционных западных систем существуют и определённые российские разработки, которые тоже вносят свою лепту в конкурентную борьбу. Конечно, в плане возможностей инвестирования в разработку и в силу ограниченности своих ресурсов они сильно отстают от Autodesk: оборот самой крупной из этих компаний – не буду называть её – в несколько раз меньше того, что Autodesk вкладывает только в разработку в области машиностроения.
- Большое спасибо!