Кивино гнездо: Признаки согласия
АрхивКивино гнездоРоссия уже многие годы стабильно является главной на планете силой, выступающей за демилитаризацию киберпространства. Вот только мало кто об этом знает.
Жизнь наша, что ни говори, устроена как-то довольно странно. Для того чтобы узнать подробности о немаловажном международном мероприятии, устроенном в Германии вполне официальной российской стороной, приходится черпать информацию из статьи в американской газете "Нью-Йорк Таймс"...
То есть имеются, конечно, суховатые официальные релизы (см. здесь и здесь) о том, что с 12 по 15 апреля в баварском курортном городке Гармиш-Партенкирхен прошла четвертая международная конференция с длинным и спотыкучим названием "Партнёрство государства, бизнеса и гражданского общества при обеспечении информационной безопасности и противодействии терроризму". Соответствующие пресс-релизы на данный счёт выпускает ИПИБ, Институт проблем информационной безопасности МГУ имени М. В. Ломоносова, являющийся постоянным организатором этого ежегодного мероприятия.
Ещё из пресс-релизов можно узнать, что "Тематический стержень форума - международное сотрудничество в борьбе с информационными угрозами. К сожалению, это сотрудничество сегодня весьма ограничено. Так, важнейшая глобальная информационная структура -интернет - в значительной мере находится вне сферы международного правового регулирования". А по этой причине одним из центральных вопросов для обсуждения на форуме стала "концепция политико-правового акта в области обеспечения международной информационной безопасности"...
Понятно, что для людей "не в теме" подобные фразы звучат, мягко говоря, округло и не очень содержательно. То есть чисто по-человечески можно понять, зачем порядка 140 человек из девяти стран приезжают потусоваться в приятное курортное местечко в Альпах, но вот каковы более конкретные цели и итоги мероприятия - узнать из пресс-релизов невозможно.
А вот из публикаций The New York Times, как ни странно, очень даже можно. Впрочем, картина выглядит куда менее странной, если принять во внимание общий контекст форума в Гармиш-Партенкирхен. Контекст же этот примерно таков.
В то время как самого разного уровня деятели из политического руководства США много и охотно рассуждали о грозящих миру киберугрозах, о борьбе с киберпреступниками и об отпоре кибертеррористам, Россия на протяжении последних вот уже лет тринадцати всячески пыталась склонить Америку к многостороннему договору о безопасности в киберпространстве. К такому договору, в котором все государства-участники согласились бы не разрабатывать наступательных кибервооружений и не проводить атаки против компьютерных сетей.
То есть уже довольно давно российская сторона сформулировала вполне чёткую позицию, согласно которой очевидно нарастающая угроза гражданским компьютерным сетям со стороны военных может быть остановлена и минимизирована путем заключения международного договора - по примеру уже существующих договоров, ограничивающих распространение ядерного, химического и биологического оружия.
Главным же препятствием к заключению подобного международного соглашения всё это время оставалась непреклонная позиция США. Американское руководство многократно отказывалось вступать в переговоры о кибервойне, мотивируя это целым букетом разных причин. То, по их мнению, невозможно проводить четкую грань между коммерческим и военным применением программного обеспечения и компьютерного оборудования. То звучали призывы ещё больше улучшать международное сотрудничество правоохранительных органов - этого, мол, вполне хватает для эффективной борьбы с киберпреступлениями и кибертерроризмом.
Все эти "аргументы", конечно же, были не более чем отговорками, прикрывающими глобальные военные амбиции США. Ибо в период предыдущей госадминистрации Буша военно-политическое руководство Америки провозгласило весьма смелую идею о своем "продолжительном одностороннем доминировании в киберпространстве". А потому совершенно не желало связывать себе руки какими-либо договоренностями и ограничениями.
Короче говоря, вплоть до совсем недавнего времени США категорически не желали обсуждать вопросы кибервойн и кибербезопасности в рамках вполне естественной для этого международной структуры - комитета ООН по разоружению и международной безопасности. А дабы упёртость не выглядела совсем уж вызывающей, американская сторона настаивала на том, что подобные проблемы более уместно обсуждать в комитете ООН по экономическим вопросам. Что же касается переговоров с Россией, то здесь администрация Буша вплоть до последнего дня жёстко "придерживалась традиции" -вообще не обсуждать никаких вопросов, связанных с применением компьютерных сетей в военных целях.
Поломать эту традицию удалось только с приходом новой госадминистрации Обамы. В ноябре прошлого года в Вашингтон специально для этого отправлялась российская делегация во главе с генерал-полковником в отставке В. П. Шерстюком. В прошлом генерал возглавлял спецслужбу ФАПСИ (до 2003 г. - аналог американского АНБ), а ныне является директором ИПИБ МГУ имени М. В. Ломоносова, помощником Секретаря Совета безопасности РФ и главным инициатором конференций в Гармиш-Партенкирхен.
Что же касается поездки в Вашингтон, то там делегация Шерстюка провела переговоры с представителями совета национальной безопасности, а также госдепартамента, министерства обороны и департамента внутренней безопасности. По общим свидетельствам официальных лиц, имевших отношение к ходу переговоров, встречи прошли в хорошей атмосфере, а сторонам удалось достичь определённых успехов в сближении позиций двух государств.
Ну а только что прошедшая в Баварии конференция по проблемам международной инфобезопасности стала, можно сказать, первым ощутимым для России следствием наметившегося сближения. То есть, до конкретных соглашений о запрещении кибервоенных атак путь ещё, быть может, и неблизкий, однако перемены в составе и количестве участников форума от США говорят сами за себя.
Если в прошлогодней конференции принимал участие лишь единственный американский ученый-специалист по компьютерной безопасности, то в этом году приехало около полутора десятков американцев. Включая таких людей, как Кристофер Пэйнтер (Christopher Painter), второй по рангу человек, отвечающий за кибербезопасность в администрации Белого дома, и Джудит Строц (Judith Strotz) — директор управления Госдепартамента по киберделам.
Обширная программа конференции охватывала множество аспектов кибербезопасности, а в их обсуждениях, помимо россиян и американцев, участвовали представители Германии, Индии, Китая, Японии и ряда других стран. Все это, несомненно, добавляет международной поддержки целенаправленным инициативам России. А кроме того, по свидетельству российских руководителей, с представителями США была достигнута договорённость о возобновлении двухсторонних обсуждений, начавшихся в ноябре прошлого года в Вашингтоне.
Примерно так - понемногу - обычно и происходят перемены к лучшему.