iTunes Music Store по-русски
АрхивСтатьиВ Рунете уже давно существуют магазины, легально торгующие музыкой, но ни один из них не стал популярным. Что же мешает их развитию?
О легальном цифровом распространении музыки говорят давно – можно считать, с прошлого века. Кое-где в цивилизованных странах люди, по слухам, даже пользуются электронными музыкальными магазинами. Российскую же ситуацию вряд ли стоит кому-нибудь растолковывать – читатели могут сами вспомнить о том, как добыта их фонотека. Что же мешает сделать популярный магазин музыки в России? Неготовность покупателей? Бедность ассортимента? Юридические проблемы с лейблами? Что-то ещё?
В чём нехватки нет – так это в (разной степени удачности) попытках занять пустующую нишу. Хоть в России и нет iTunes Store и Amazon Music Store, зато имеются свои заменители. Это, к примеру, портал "Звуки.ру", считающий себя, в первую очередь, музыкальной энциклопедией, или компания iMobilco, вынашивающая планы через пару лет достигнуть масштабов iTunes. Недавно на российский рынок пришёл и один из международных сервисов – Nokia Ovi. Способны ли их совместные усилия спасти ситуацию?
Компании "Яндекс", к примеру, удалось без особенных проблем заключить договоры с зарубежными лейблами: "Никаких особенных трудностей у нас не возникало. Правда, при работе с большими корпорациями (западными мейджорами) договоры согласовываются дольше, чем обычно" – комментирует Денис Танаев, руководитель сервиса "Яндекс.Музыка". Плоды этих соглашений – композиции, которые можно послушать непосредственно на странице результатов поиска.
Взгляд на эту проблему российских музыкальных магазинов несколько отличается от того, что видит "Яндекс". Жалуются в первую очередь на модель, по которой работают российские лейблы. "Вопреки распространённой во всём мире практике размещения своих каталогов на реализацию, российские представительства мейджоров, в основном, требуют с любого ритейлера фиксированный сгораемый годовой аванс (так называемый "минимальный гарантированный платёж") - рассказала "Компьютерре" Соня Соколова, главный редактор сайта "Звуки.ру", – Таким образом, цифровые дистрибьюторы сталкиваются с необходимостью тратить деньги и на приобретение каталога, и на его продвижение, что в настоящий момент является нерентабельным. Поэтому многие ритейлеры вынуждены отказываться от размещения заведомо нерентабельных каталогов".
По сути эта модель идентична продаже обычных компакт-дисков, в категориях которых, по всей видимости, и мыслят лейблы. "Много лет правообладатели требовали за каталоги музыки гарантированные платежи. И неважно продашь ты что-то или нет - обязан заплатить", – объясняет Николай Белоусов, один из основателей imobilco.ru. Конечно же, онлайновым магазинам хотелось бы иметь более гибкую схему сотрудничества.
Чтобы заплатить лейблу и остаться в плюсе, приходится придумывать хитроумные схемы распространения. К примеру, iMobilco широко продвигает подписную модель, по которой покупатель платит фиксированную сумму за месяц (около 500 рублей), после чего может скачивать по одному музыкальному альбому в день. Получается, что каждый альбом обходится где-то в 17 рублей, но пользователь гарантировано возьмёт сразу 30 штук.
В этом случае, впрочем, iMobilco работает не по стандартной "гарантированной" схеме. "Новых условий сотрудничества удалось добиться после того, как Warner Music Group стал сотрудничать с "Фирмой грамзаписи Никитин"", – говорит Николай Белоусов.
Новую сделку с Warner Music в iMobilco считают немалым достижением – пользователям сервиса даже было разослано соответствующее сообщение. Теперь они могут скачивать музыку известных западных исполнителей, список которых потихоньку пополняется – по мере того, как сотрудники iMobilco публикуют свежеприобретённый каталог. На сайте в данный момент доступно около половины из 250 тысяч новых композиций.
Цена трека – ещё один пункт, по которому сложно добиться согласия с западными правообладателями. "Невозможно продавать в нашей стране одну композицию за доллар при наличии огромного количества альтернативных вариантов: тех же торрентов, пиратов, файлообменников и т.д.", - утверждает Николай Белоусов. "А зарубежные правообладатели считают, что это нормальная цена. Но опыт показал, что такая модель в России не работает - все проекты по продаже музыки онлайн - убыточные".
В "Яндексе" считают, что российские пользователи вообще не готовы платить за музыку, что, впрочем, отлично сочетается с бизнес-моделью поисковика. "Мы считаем, что музыкальный контент должен монетизироваться по рекламной модели, и предлагаем пользователям бесплатную легальную музыку в хорошем качестве", – рассказывает Денис Танаев.
Привычка российских пользователей к пиратским ресурсам, по мнению Сони Соколовой из "Звуков.ру", вовсе не означает нежелания платить. "Самое интересное, что пользователи, на самом деле, платят. В частности, они отдают те же деньги за смс, "ускоряя" якобы бесплатное скачивание на пиратских сайтах, они платят за премиум-статусы на трекерах и т. п. Просто никто из них не задумывается о том, что за легальную музыку они могут заплатить сопоставимые деньги". "Звуки.ру" (вероятно, вслед за экспериментом группы Radiohead) за некоторые альбомы даже предлагает заплатить столько, сколько сам пользователь сочтёт нужным.
Следующая причина, вредящая российскому рынку онлайновой музыки, – отсутствие сочетания популярного сервиса с популярным устройством для прослушивания музыки. "Не очень понятно, что может выступить для российского магазина таким драйвером роста, каким для iTunes стали iPod и iPhone", – делится своими соображениями с "Компьютеррой" Денис Танаев из "Яндекса".
Отчасти разрешить его сомнения взялась компания Nokia, открыв в России свой сервис Ovi. Там, помимо прочего, продаётся и музыка, причём музыки довольно много – около 3,8 миллионов треков. Среди них есть и российские исполнители, но их записей куда меньше – примерно 12 тысяч.
Музыку в Ovi можно покупать и просто через интернет, но куда интереснее взглянуть на сервис со стороны обладателей некоторых моделей новых телефонов Nokia. Услуга "Вместе с Музыкой" позволяет им скачивать из Ovi неограниченное число треков в течение года, причём те останутся в телефоне и по прошествии периода бесплатной подписки. На вопрос о том, улучшает ли такая услуга продажи мобильных телефонов "Компьютерре" в Nokia ответили лишь косвенно – Россия, по словам представителя компании, уже заняла первое в мире место по числу активаций подписки.
Даже если учесть, что новая услуга помогает продавать телефоны, это нам ничего не говорит о ситуации с легальной торговлей самой музыкой. Так считает и представитель "Звуки.ру": "Музыку Nokia предлагает пользователю бесплатно, "в нагрузку" к телефону, и её стоимость уже заложена в стоимость телефона. То есть нет гарантии, что после того, как окончится бесплатный год доступа к каталогу фонограмм, пользователь начнет платить, а не пойдет ещё куда-то за бесплатной музыкой".
Присоединятся ли к Nokia другие западные компании? В iMobilco, к примеру, считают, что в ближайшие пару лет появления музыки в российском iTunes Store можно не ждать: "Основная причина этого в том, что зарубежные специалисты не рассматривают Россию как перспективный рынок, во всяком случае, сейчас, поясняет Николай Белоусов – уровень пиратства высок, правила игры непонятны, традиционные схемы продажи контента не работают".
Сформировавшимся онлайновый рынок музыки в России никак не назовёшь. В "Яндексе", к примеру, пока что не видят магазинов, достойных включения специальной ссылки в выдачу поисковика наравне с собственным плеером. "Если в Рунете действительно будет несколько крупных интернет-магазинов с полными каталогами, отличающихся по сервису и интерфейсу, мы будем счастливы агрегировать их предложения, – сообщает Денис Танаев, – но пока большого количества крупных музыкальных интернет-магазинов на рынке мы не видим".