Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Грозовой перевал: кризис 3D-отрасли в России

АрхивСтатьи
автор : Роман Георгиев   24.03.2010

Как отметил глава одной из студий рекламного постпродакшена, надо воспринимать всё как комедию доброго идиотизма, потому что если быть серьёзным, можно спятить.

Осенью 2008 года Россию, вслед за большей частью других стран мира, накрыл финансовый кризис. Сейчас он, кажется, заканчивается, хотя бы и чисто условно. Попробуем посмотреть, как на кризис реагировала российская отрасль компьютерной графики. Представленные сведения были получены от непосредственных участников этого процесса из самых разных сфер, многие - при личном общении и на условиях анонимности. Итак...

До осени 2008 года российский, и особенно московский рынок архитектурной визуализации цвёл самым пышным цветом. Для архитекторов и дизайнеров интерьеров стало нормой подавать свои проекты инвесторам в максимально наглядном и фотореалистичном виде: богатые господа желали заранее взглянуть на то, что получится в итоге.

Как рассказал на условиях анонимности представитель одной уважаемой компании и ныне занимающейся архвизом, средняя стоимость одного визуализационного проекта составляла в докризисную пору до 3000 долларов включительно, при этом обычно работали сразу над несколькими проектами одновременно.

На такой благодатной почве фирмы, занимавшиеся архитектурной визуализацией, росли как на дрожжах: работы было столько, что в дело шли любые ресурсы, и даже не самым умелым фрилансерам порой неплохо перепадало.

Зимой 2008-2009 годов этот "пузырь" лопнул: рынок перестал существовать практически полностью. Почему так резко? Дело в том, что архвиз, как и другие направления CG-отрасли, принципиально несамостоятелен, и полностью зависит от благосостояния "материнской" отрасли; если в ней всё хорошо, то и у CG-обслуги дела идут неплохо, а иногда и просто замечательно. Начинаются проблемы... Что ж, когда у застройщиков встал вопрос, на чём экономить, архитектурная визуализация оказалась первой в списке.

Впрочем, говорить о российской отрасли компьютерной графики как о чём-то едином и цельном сложно. Это несколько отдельных друг от друга направлений, обслуживающих различные индустрии: телереклама, кино, архвиз. Чуть более самостоятельными оказываются 3D-анимация (полный и краткий метр) и видеоигры. Российская полнометражная 3D-анимация пока что находится... дипломатично выражаясь, "на ранних этапах становления". Впрочем, об этом в следующем материале.

Разобщённость и несамостоятельность отрасли порой принимает какие-то совсем уж гротескные формы: например, для независимых студий рекламного постпродакшена нормально подписывать договор о выполнении работ после их непосредственного выполнения. Задержки выплат тоже отнюдь не редкость. При этом невыплаты часто не являются основанием для прекращения сотрудничества: как признаются сами игроки отрасли, многие из них воспринимают обращение к ним рекламных агентств или непосредственных производителей роликов (продакшенов) как благодеяние и великое одолжение. Клиенту надо потрафлять да ножкой шаркать; главное - не потерять его, пусть даже заказчик "хамил, как умел", а иначе он хлопнет дверью и пойдёт в другой постпродакшен, где и будет обслужен по высшему разряду.

Конечно, у каждого производителя компьютерной графики, если у него всё чисто с лицензиями на софт, есть за пазухой кистень под названием "авторские права" - достаточно предъявить исходники, и конфликт с нежелающим платить выигрывается автоматически. Но, опять-таки, это последнее средство, почти что "запрещённый приём". В результате можно теоретически получить деньги, но клиент неизбежно становится бывшим. И с той, и с другой стороны все прекрасно это понимают. Как отметил в частном разговоре руководитель одной из студий рекламного постпродакшена, главное - воспринимать происходящее как своего рода комедию доброго идиотизма, потому что если смотреть на это всё серьёзно, можно спятить.

В кризис рекламный рынок просел втрое, и очень многие повылетали в трубу или сильно "похудели" в плане оборотов и штата. Но на взаимоотношениях между заказчиками и исполнителями это сказалось постольку-поскольку.

В кинопродакшене ситуация, видимо, не многим лучше. На последней конференции CG Event специалист по трёхмерной графике, а также менеджменту проектов Станислав Глазов и продюсер Алексей Крол показали стёбную короткометражку, где наглядно демонстрировался дремучий бардак, сопровождающий процесс съёмок и создания спецэффектов к "художественному фильму".

Можно было бы посмеяться и забыть, когда бы не одна реплика со стороны авторов: что в их сценарии не было ничего надуманного, всё "основано на реальных событиях", только сглаженных и смягчённых. В зале поднялся шум: Арман Яхин, руководитель весьма уважаемой фирмы Main Road|Post и общепризнанный дока в своём деле, заявил, что так, как в этом фильме, уже давно не бывает, и непонятно, зачем всё это показывали. Другие, впрочем, говорили ровно обратное: что в фильме всё, конечно, слегка утрированно, но в целом - чистая правда.

Годом ранее режиссёр Фёдор Бондарчук, выступая на том же CG Event, называл какую-то совсем уж сумасшедшую цифру по количеству снятых в России фильмов: около двух сотен. Только их никто никогда не видел. Реальными достижениями российской киноотрасли - в плане спецэффектов - пока остаются только "Особо опасен" Бекмамбетова да "Обитаемый остров" того же Бондарчука. Всю графику для "Особо опасен" по настоянию Бекмамбетова и с дозволения Universal делали в России. Сделали, конечно, но впредь Бекмамбетов таких экспериментов проводить не собирается. И это говорит о многом...

(продолжение следует)

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2024
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.