Навигационно-коммунальный замес. Часть 1. Коммунальная квартира
АрхивКолумнистыТелеком-рынок в плане отношений между людьми и компаниями в последнее время начинает напоминать коммунальную квартиру. По сценариям развития интриг между соседями-соквартирниками можно снимать боевики с размашистым бюджетом.
Телеком-рынок в плане отношений между людьми и компаниями в последнее время начинает напоминать коммунальную квартиру. Все друг друга знают, все пользуются одним коридором и одним очком в туалете, но, при этом, по сценариям развития интриг между соседями-соквартирниками можно снимать шедевральные боевики с размашистым бюджетом. Цепляет в самом начале и не отпускает до самого конца.
Вот на кухне рафинированный интеллектуал-энциклопедист (Муртазин) обсуждает с душой компании и добряком-соседом (Колей) с какой стороны браться за яйцо при готовке – с тупой или с острой. При этом речь идет о разных яйцах (у одного – куриные, у другого – перепелиные), предназначающихся у одного для варки, у другого для яичницы. Но спор получается такой громкий, что сбегается вся квартира. Некоторые даже ставят табурет, приносят чипсы и пиво, создавая импровизированный зрительный зал.
А вот в другом углу квартиры всё тот же вездесущий рафинированный сосед в присутствии других соседей "чехвостит" молоденькую соседку Ольгу за то, что та пытается варить суп на той конфорке, где он по жизни варит кашу, доказывая, что любой нормальный человек может наесться только кашей, но никак не "жиденьким".
Но даже такие страсти меркнут перед тем, что в последние полгода происходит в чулане с вывеской "Навигационное ПО и навигационная картография". Вот тут реально кипят страсти так страсти. Хотя это и не всегда видно рядовому потребителю. О чём, собственно, и пойдет речь.
Для начала про расстановку сил в "чулане".
Российский рынок навигационного ПО и карт хотя и достаточно молодой, но уже вошёл в стадию, что называется, "первой утряски", когда на нём сформировался определённый пул игроков, занявших определённые ниши. Основные игроки здесь такие:
Эта оценка (здесь и далее по тексту используются данные аналитической группы SmartMarketing) долей рынка поставщиков навигационного ПО выполнена на основании данных о комплектации продаваемого оборудования той или иной программой. Диаграмма слева – классические навигаторы, диаграмма справа – смартфоны и коммуникаторы.
Есть и другая методика оценки – по количеству копий ПО, реально используемых потребителями: не секрет, что большая часть навигационного ПО, которое идет в комплекте с коммуникаторами и смартфонами, банально не используется – диск просто остаётся в коробке или даже выбрасывается вместе с ней. Да и на навигаторах навигационную программу можно без труда заменить. Данные о реальном использовании ПО таковы:
Сразу хочу заметить, что информация действительна на октябрь-ноябрь прошлого года, до появления на рынке нового игрока. Но об этом – позднее.
Стоит отметить, что несмотря на такую раздробленность рынка, особенной конкуренции на нём уже с год как нет. ПО на базе карт "Навиком" разрабатывается одноимённой компанией, официальным дистрибутором Garmin в России, и устанавливается только на устройства Garmin. Решения на базе карт Navteq – это исключительно ПО, предустановленное на смартфоны-коммуникаторы мировых брендов: Nokia, Sony Ericsson, частично Samsung. ПО на базе карт TeleAtlas – это, в основном, иностранные решения, которые ставятся на классические навигаторы зарубежных брендов. Ставятся потому, что одна штаб-квартира (где-нибудь на Тайване) договорилась с другой штаб-квартирой (где-нибудь в Европе), что по всему миру у двух компаний будет мир-дружба-жвачка. Есть правда исключение в виде отечественной разработки – системы "Автоспутник", но её доля на рынке в последнее время невелика и непрерывно уменьшается. Для компаний-производителей и поставщиков оборудования, кто ведет свой бизнес локально, с фокусом на Россию, остаются "Навител Навигатор" да "СитиГИД", который стал уже нарицательным для жителей Северной столицы, где он чётко ассоциируется с навигацией – собственно, из Питера "СитиГИД" родом.
Рынок достиг хрупкого равновесия. Локальные игроки рынка железа вряд ли смогут договориться о поставке решений на TeleAtlas – слишком далеки зарубежные производители ПО и карт от народа российского, да и цены у них ещё те – в навигатор с розничной ценой в 3000 рублей точно не поставишь. Nokia или Samsung вряд ли станут ставить "Навител Навигатор", им проще один раз на уровне штаб-квартир договориться о сотрудничестве в рамках всего мирового рынка с одним поставщиком, которым "Навител" быть никак не может ввиду отсутствия карт чего-то кроме России (даже в СНГ качество карт "Навитела" уже весьма сомнительно). При этом, если брать в расчёт исключительно качество продуктов, то тут тоже все просто – идеального ПО и карт России нет ни у кого. У всех где-то какие-то косячки: у "Навитела" интерфейс "на любителя", в iGo нет российской системы адресации (дом-корпус-строение) и контуров домов, но зато интерфейс – ну, просто цыпочка. И т.п.
Одним словом, все соседи разошлись по своим комнатам. И каждый сидит в своей комнате и в чужую не лезет – бессмысленно, все равно его там никто не ждёт, и занять чужую жилплощадь вряд ли удастся.
Когда в такой ситуации обычно наступает обострение отношений? Правильно. Либо когда начинается ремонт в коридоре, ну, или проводят общий телефон (один на всех), или когда в квартиру въезжает новый сосед.
Собственно, так и случилось на рынке навигационного ПО.
Сначала начался ремонт…