Русский "невидимка", часть 3
АрхивКолонка ВаннахаВ заключение описания отечественного аэроплана-невидимки посмотрим на системы, которые позволят ему видеть противника, не подставляясь под удар самому. Начиная с Вьетнама, глазами истребителей стал радар, а радиолокатор с малозаметностью дружит не очень.
Выдающийся отечественный популяризатор науки Яков Исидорович Перельман очень любил пользоваться литературными образами. И во втором томе своей "Занимательной физики" он поставил вопрос "Может ли невидимый видеть?". В одноименной главке было показано, что принцип невидимости, предложенный Уэллсом для своего "Человека-невидимки", – прозрачность всех тканей тела, – исключает для него возможность видеть. Ведь "чтобы вызвать какое-нибудь ощущение у животного, лучи света должны произвести в его глазу некоторые, хотя бы самые незначительные изменения", а это исключает прозрачность.
Но боевая машина пятого поколения на оптическую невидимость не претендует. И радиопрозрачность в его функционировании играет минимальную роль – он малозаметен за счёт отражения радиоволн в сторону от облучающего радара. Тем не менее, совмещение невидимости и возможности видеть самому является сложнейшей задачей для создателей таких машин. Война в Корее была последней, где МиГ-15, практически лишенный авионики успешно противостоял B-29 и F-86 (крохотный, кажется одноламповый – на одном активном элементе, эквивалентном современному транзистору, исчисляемому в любой цифровой системе многими миллионами, – приёмник "защиты хвоста", пищащий при облучении машины вражьим радаром, внедрялся уже в ходе боевых действий). Начиная с Вьетнама, глазами истребителей стал радар. Ну а радиолокатор с малозаметностью дружит не очень. Представьте, оделись вы в камуфляж, а то и вообще в сетчатый костюм, обшитый тряпочками да веточками, а в ручки взяли хороший мощный фонарь… А с радаром именно так и получается – увидеть можно только то, что вы сами перед этим подсветили. Явив себя во всей красе городу и миру. Нет, конечно, очень мощная РЛС слепит противника, как и мощный прожектор. Но о малозаметности тут говорить не приходится. Высунулся – замечен! Поэтому поговорим об авионике Т-50 на примере появившегося первым, – высунувшегося, – конкурента.
Одной из главных "изюминок" американского истребителя-невидимки F-22 Raptor, которому хотели придать способность "First look first kill", и наиболее сложным комплексом его авионики является система радарного предупреждения AN/ALR-94. В ней три десятка антенн, размещённых по крыльям и фюзеляжу. Принимая сигналы от радаров самолетов противника, она может определить их координаты, и передать эти данные на радар AN/APG-77. Этот радиолокатор может уже, работая узким лучом, – что резко снижает вероятность обнаружения его сигналов противником, – выполнить точное обнаружение цели и наведение на неё оружия. AN/APG-77 выполнен на активной фазированной антенной решётке (АФАР). В нём каждый из более тысячи элементов состоит из модуля, который содержит щель антенны, фазовращатель, передатчик и приёмник. Это позволяет исключить механическую наводку локатора на цель, что упрощает конструкцию и повышает её надёжность. АФАР имеет более высокую стойкость к повреждениям – ведь выход из строя одного или нескольких узлов лишь слегка снижает мощность излучаемого сигнала, и разрешающую способность при приеме сигналов. Но за всё надо платить – микроэлектроника не очень хорошо пока дружит с частотами, на которых работают радары. В результате этого каждый элемент решётки был дорог, поначалу более двух тысяч долларов. Каждый элемент требует отвода от него рассеиваемого тепла – проблема, хорошо знакомая всякому, кто хоть раз собрал писюк. Но зато в случае нужды, можно выдать луч такой мощности, что он подавит вражеский локатор… Ну и говорить про процессорные мощности, необходимые для обработки сигналов с решётки просто излишне…
Ещё года полтора назад, когда Россия могла предложить лишь самолеты 4+ поколения, часто можно было слышать, что радар с пассивной ФАР много дешевле и ничуть не хуже АФАР. Отнесем эти мнения на счет глубины кризиса, пережитого нашей страной. В день же первого полета Т-50 было заявлено, что машина эта будет оснащена радаром с АФАР, элементы которой будут размещены по крыльям и фюзеляжу, что, внеся некоторые свойства бистатичности (размещения в двух точках) может помочь в будущих схватках с другими невидимками. (Не стесняясь повториться, ещё раз скажем – главное в невидимках - отклонение отраженного луча: поглощение – ещё три дюжины лет назад Ту-16 красили ферритовыми красками – играет вторичную роль, а отклоненная от передатчика приёмная антенна повышает шансы на перехват сигнала). Россия станции с АФАР – радар Жук-АЭ, – уже производит серийно. Цену его называют в 3,5-4 мегабакса, много меньше заокеанского аналога. Будем надеяться, что такие радары без буковки Э, означающей экспортное назначение, а предназначенные для отечественных ВВС, окажутся ещё более дешёвыми в серийном производстве. (Общая отсталость отечественной индустрии тут может и не сказаться – отечественные ППШ и ППС были куда совершеннее, точнее и надёжнее, что редко сочетается, производимых во Вторую Мировую союзниками пистолетов-пулеметов STEN иM3, несмотря на колоссальное превосходство англосаксов в ресурсах – это было достигнуто за счёт лучшего конструирования в России, и выделения критической операции – хромирования ствола.) А в пользу отечественных АФАР может сыграть изначальная предрасположенность цифрового хайтека к массовому производству.
Локатор Жук-АЭ на МАКС-2009
Оружие Т-50 будет также ориентировано на малозаметность – ракеты укрыты в люках, пушка (наверное, старая добрая ГШ-6-30) - в фюзеляже. Обо всём остальном – говорить рано, зависеть оно будет не столько от инженеров, сколько от политической воли… Только вот вспоминается, что была в России одна удивительно изящная система оружия с тем же индексом – это созданный ленинградским конструктором С.А.Гинзбургом легкий танк Т-50. Он был очень эргономичен и технологичен – несмотря на высокую цену опытных образцов, – предполагалось быть ему самым массовым танком Красной Армии, но к Большой Войне он опоздал… Будем надеяться, что у новой машины "Сухого" окажется более счастливая судьба!