Противоракеты Поднебесной
АрхивКолонка ВаннахаВ российских вузах обучались усердные студенты из КНР, которые не зависали в ночных клубах, а скупали добротные учебники. Дальше началось копирование отечественных образцов. Потом студенты стали исчезать, а объём закупок оружия в России начал резко падать…
С соображениями о том, что развертывание США системы противоракетной обороны на базе флотских систем Aegis вызовет необходимость для России создавать средства преодоления ПРО, читатели уже знакомы. А на этой неделе пришло подтверждение таких мыслей – Народно-Освободительная Армия Китая провела успешные испытания своей противоракетной системы.
Ничего удивительного в этом нет. В 1990-е Китайская Народная Республика была крупнейшим покупателем российского оружия. И покупками Поднебесная не ограничивалась. Китайцы, как писал Марк Твен, на редкость сообразительны, и если вы при слуге-китайце в гневе сломаете стул и кинете его в печь, то будьте уверены – впредь он будет топить только мебелью. Так что у проходных российских оборонных КБ в лихие девяностые околачивалось столько дальневосточных гостей с хорошей выправкой, что это давало злословам повод расшифровывать аббревиатурные литеры как "Китайское Бюро…"… В российских вузах обучались усердные студенты из КНР, которые по выходным не зависали в ночных клубах, а бродили по блошиным рынкам, скупая у обнищавших отечественных ИТР добротные учебники и справочники советских времён. Дальше началось копирование закупленных отечественных образцов – отличия у истребителя от швейцарских часов, которые можно купить на рынке за пару тысяч, конечно, есть, но это уже дело техники. Потом стали исчезать китайские студенты, а объём закупок оружия в России начал резко падать…
И вот, 11 января 2010 года Китай провел успешное испытание системы противоракетной обороны наземного базирования и средней дальности. Как всегда китайские СМИ весьма лаконичны, если не сказать – скрытны, а ни ЦРУ, ни ГРУ не спешат обнародовать данные технической разведки. Но большинство обозревателей сходится на том, что проведенное в КНР испытание есть результат копирования и/или самостоятельного развития отечественных систем противовоздушной обороны С-300ПМУ разработки НПО Алмаз, известных в англоязычном мире под псевдонимом SA-20. И в том, что Китай смог скопировать эти системы и, вероятно, модифицировать их под свои нужды, ничего удивительного нет. Образцы – налицо. Образцы, отлаженные на российских (советских тогда ещё…) полигонах, не только летающие, но и попадающие в цель, в том числе и идущую по баллистической траектории. Технология – тоже где-то куплена, местами наверняка украдена… Технологическая база у КНР имеется необъятная – это же нынешняя Мастерская Мира. И то, что крупнейшие высокотехнологические корпорации запускают свои новейшие изделия в производство сразу на территории КНР (лет 10 назад практиковались установочные партии, производимые в Первом мире или на Тайване…) говорит о том, что там доступны материалы, комплектующие, оборудование, о которых создатели советских ракет не могли и мечтать (отечественная оборонка была вынуждена создавать передовые системы оружия в крайне спартанских условиях – отошлём интересующихся к мемуарам Б.Е.Чертока.) Так что – ничего странного!
И в том, что Китай начал создавать системы ПРО, нет ничего удивительного. На территории этой страны со времён гражданской войны конца 1940-х - две политических системы. У КНР давний и упорный конфликт с другим азиатским исполином – Индией, а Бхарат свою ПРО уже создала… И военный бюджет у КНР хоть и не очень велик, – 69 миллиардов долларов, – но имеет весьма высокую покупательную способность – зарплата то китайского рабочего в $300/месяц кажется ему весьма высокой – найдите на родных просторах желающего поработать за такую сумму… А ещё у Китая затраты энергии на единицу ВВП вполовину меньше от российских! Так что всё закономерно, и стенать, заламывая руки, россиянам повода нет – на государственном уровне у России с Китаем конфликта нет. Но – намерения ничто, а возможности всё. А слабых, – в чём никак нельзя не согласиться с прошлым президентом и нынешним премьером, – бьют! Не из садизма, как правило, а из чисто прагматических соображений. Как писал известный либерал Булат Шалвович Окуджава, пряников на всех не хватает. А территория Сибири – очень большой пряник! И геополитику никто не отменял. Не мистических рассуждений о Духе Континентов, а сугубо деловитого учёта запаса руд и обилия пахотных земель на той или иной территории, и дележки всего этого на рыло каждого, на данной территории обитающего или намеренного обитать. Так что китайскую ПРО при разработке отечественных оборонных планов (и бюджетов) придётся учитывать особо – автор не думает, что сильно ошибётся, если предположит, что без ракетно-ядерного оружия у двадцати мотострелковых и пары танковых бригад пост-реформенной Российской Армии шансов против гигантской, – и имеющей неисчислимые мобилизационные ресурсы, – НОАК просто нет!
Но – ничего страшного. Государству просто стоит вложить деньги в разработку баллистических и крылатых ракет, способных выполнять свои задачи в условиях противоракетной обороны. ПРО же – это детище информационных технологий. Обработка сигналов от датчиков, обнаруживающих ракетный пуск. Расчет траектории ракеты и обработка радарных сигналов, ведущих её сопровождение. Селекция помех и ложных целей. Предсказание манёвров. Наведение противоракеты в точку встречи…
И ракеты, способные прорвать ПРО, – также будут детищем информационных технологий. Повышенная динамика, снижающая уязвимость изделия, на начальном этапе траектории требует более совершенных прочностных и аэродинамических расчётов. На среднем этапе неплохо, согласно требованиям теории игр, выпустить некоторое количество ложных целей. На конечном участке желательны манёвры, способные обмануть систему ПРО – естественно управляемые компьютерами большой мощности; по алгоритмам учитывающим не только динамику, но и вышеупомянутую теорию игр. И всё это - бюджет отечественной ИТ-отрасли – ведь ещё Михаил Васильевич Ломоносов говаривал, что ежели в одном месте что убудет, то в другом обязательно прибудет. Главное – искать во всем позитивный (не в смысле кошмара юности автора – реакции Вассермана, или там, новомодных тестов на ВИЧ…) аспект!