Кивино гнездо: Симулятор религии
АрхивКивино гнездоИндустрия видеоигр по цифрам прибылей, а значит и по масштабам влияния на человеческое сознание, уже давно обогнала кинематограф. Но при этом важная сторона жизни людей — религиозная — стабильно остается вне «игрового пространства».
В своих "Письмах с Земли" Марк Твен написал о нашей природе примерно так: "Человек — это религиозное животное. Это единственное религиозное животное. Это единственное животное, имеющее Истинную религию — причем не одну. Это единственное животное, которое любит ближнего своего как себя самого, и перережет ему горло, если разойдется с ним в богословских вопросах"…
Суть религиозных распрей, раскалывающих человечество и порождающих океаны насилия, подмечена, что называется, не в бровь, а в глаз. С одной стороны — неиссякаемые проповеди о человеколюбии с наставлениями душ людских на благие мысли и достойные дела, а с другой — века и тысячелетия жестоких смертоубийств во имя утверждения очередной самой истинной религии.
Осмысливая этот удивительный парадокс бытия человеческого, никак невозможно проигнорировать феноменально популярную ныне продукцию видеоигровой индустрии. Потому что и здесь, при выборе надлежащего ракурса, компьютерные игры заслуженно считаются мощными средствами обучения, через всевозможные симуляторы способными прививать геймерам самые разные полезные навыки и знания. Ну а если посмотреть иначе, то мало что из массовых развлечений может тягаться с видеоиграми по масштабам и концентрации насилия на единицу затраченного времени.
Другими словами, религия и видеоигры похожи до такой степени, будто являются зеркальным отражением друг друга. Отсюда сама собой напрашивается мысль, что эти два мира совсем несложно было бы объединить для всеобщей пользы и удовольствия. Например, с помощью продвинутых игровых религиозных симуляторов учить людей доброте и гуманному разрешению непростых моральных проблем, то и дело возникающих в жизни. Или прививать терпимость к окружающим, даже если их внешний вид, обычаи и верования существенно отличаются от ваших собственных. Ну а присущую человеку склонность к насилию при этом ненавязчиво трансформировать во что-нибудь куда более миролюбивое — типа разрешения конфликтов с помощью спортивных состязаний, к примеру. (Не так давно в одной из африканских стран очередную вспышку гражданской войны удалось погасить организацией футбольного матча между сильно повздорившими этническими группами…)
Вышеизложенные соображения, казалось бы, выглядят достаточно очевидно. И коль скоро религия по-прежнему цепко владеет умами гигантских масс, а индустрия видеоигр неизменно с успехом интегрирует в себя всё, что вызывает у людей мало-мальский интерес, то слияние этих двух пространств, рассуждая наивно, должно быть неизбежным.
Однако по жизни выходит так, что практически все крупные издатели и разработчики видеоигр в своей продукции вполне последовательно избегают затрагивать религиозную тематику настолько, насколько это вообще возможно. То есть нельзя, конечно, говорить, что видеоигр "с религией" на рынке нет вообще. Они есть. Несколько небольших компаний американского рынка, к примеру, даже специализируются на играх религиозной тематики. Но рынок этот в США ограничен исключительно христианством, а выпускаемые продукты и выглядят обычно убого, да и предложить могут мало что — вроде примитивных пересказов библейских сюжетов для детей или туповатой Doom-подобной стрелялки по мотивам апокалиптических видений Иоанна Богослова.
Большие-известные же фирмы, работающие на глобальном рынке, религиозную тематику стараются не затрагивать по той причине, что вопросы веры традиционно относятся людьми к самым личным и чувствительным. А это значит, что даже самые пустяковые промахи или просто неоднозначные моменты кем-то могут быть восприняты как очень серьёзное оскорбление их религиозных чувств. Из-за чего тут же может начаться скандал, потенциально грозящий перерасти в крупные неприятности…
Достаточно типичный тому пример — совсем недавняя история с приостановкой выхода игры LittleBigPlanet фирмы Sony. Один из геймеров-мусульман прислушался к фрагменту фоновой музыки, сопровождающей действие игры, и услышал в песне строки из Корана, исполняемые на арабском языке. Для радикальных приверженцев ислама смешивание музыки и строк из священного писания — это серьёзное нарушение норм их религии. Другой геймер в подобной ситуации просто перестал бы играть в оскорбившую его игру, однако этот сделал в корне иначе. Он написал в компанию Sony письмо, где обстоятельно разъяснил их прегрешение против ислама и потребовал прекратить оскорбление мусульман: "Мы надеемся, что вы немедленно удалите этот трек из игры с помощью онлайнового патча и позаботитесь, дабы все будущие поставки игры на диске не содержали этот фрагмент"… Явно не желая дальнейшего раскручивания скандала, в Sony предпочли задержать начало всемирных продаж игры, выпустили патч и действительно удалили аудиотрек из LittleBigPlanet.
Истории, подобные этой, происходят регулярно. Известны похожие по сути конфликты и с христианами, и с иудеями, и с ортодоксальными индуистами. Реагировать на происходящее можно по-разному, но в любом случае понятно одно. Пока что не видеоигры учат людей толерантным подходам к разным религиям, а совсем наоборот — религия пытается диктовать то, как её следует отображать в играх.
Уменьшить масштабы разногласий, как известно, таким способом не удавалось ещё никому.
Ну а дабы не заканчивать тему на столь унылой ноте, можно продемонстрировать иной подход на примере ещё одной игры. Тоже в каком-то смысле наполненной религиозным содержанием, однако тривиальным способом обезопасившей себя (хочется верить) от нападок верующих ортодоксов.
Речь идет о приключенческой игре Tribulation Knights, т.е. "Рыцари бедствия" (tribulationknights.com), созданной независимым разработчиком Джоном Нельсоном (John E. Nelson). Суть забавы, в самом кратком изложении, примерно такова. Вслед за серией природных и экономических катастроф на планете, некой насквозь коррумпированной политической администрации удается захватить под свой контроль земной шар и превратить основную часть оставшегося населения в бездумно-лояльную массу. Некоторая часть граждан, однако, не поддается превращению и потому оказывается совершенно бесправной в условиях нового мирового порядка. Как реакция на происходящее, возникает тайное сообщество, что-то вроде духовного ордена, именующего себя "Рыцари" и поставившего себе цель защищать этих несогласных граждан от похожих на гестапо "Силовиков". Вторая, не менее важная задача ордена — собирать и анализировать разведывательную информацию о противнике для успеха сопротивления. И что самое главное, обе эти задачи Рыцари выполняют "незримо", т.е. избегая вооруженных конфликтов с неприятелем любыми способами.
Как поясняет Нельсон, ему хотелось создать такую игру, которая была бы наполнена развлекающими геймеров приключениями, но в то же время строго следовала бы заповеди "Не убий". Эта задача была для разработчика важнейшей, но выполнить её оказалось крайне нелегко. У повстанцев в принципе имеются возможности ошеломлять и обездвиживать Силовиков, или, скажем, на короткое время просто их придушить. Однако целью игры является миссия, в ходе которой необходимо всячески избегать прямых контактов с неприятелем.
Как показывает опыт, и без убийств вполне удается творить великие дела.