Сергей Орловский (Nival): А на десерт будет полноценная модель мира
АрхивИнтерактивные интервьюОснователь и глава группы компаний Nival рассказывает о планах на будущее и делится опытом: самое сложное – верить в то, что делаешь, не обращать внимания на скептиков, вычленяя из критики те редкие конструктивные зерна, которые в ней содержатся.
Основатель и глава группы компаний Nival кратко, но ёмко ответил на ваши вопросы.
Герои
Будут "Герои Меча и Магии"-6?
Права на торговую марку Might&Magic принадлежат компании Ubisoft, поэтому я не могу это комментировать.
Канобибус: Будет ли Nival Network заниматься локализацией Heroes of Might and Magic Kingdoms (браузерные Герои от Ubisoft)?
Не исключаем такой возможности.
Аллоды
Александр Бурмистров: Играл во все "Аллоды", очень интересно, планируется ли разработка продолжения именно сингл-версии - в онлайн поиграл, не зацепило. В каком стиле видите проект, к примеру, как "Готика 2", Neverwinter Night's или что-то другое?
Ближайшее время мы не планирует заниматься однопользовательскими играми, так как в России на сегодня это не очень рентабельно.
Канобибус: Если не секрет, кому принадлежат права на бренд "Аллодов", вам и Nival Network или Astrum (и теперь – Mail.ru)?
Права на бренд "Аллоды" принадлежат компании Astrum Nival.
Alexandr: Вы ещё влияете на ситуацию в "Аструм Нивал"? Или просто президент "по традиции"? Если влияете, то почему холдинг "Аструм" настолько монетизирует ваш флагман – "Аллоды Онлайн"?
Astrum Nival является дочерней компанией Mail.ru, и я на сегодня уже полностью передал оперативное управление Дмитрию Девишеву, там отличная команда, уверен, что она справится с развитием проекта. Я же бросил все свои силы на Nival Network.
deadmazay: Как-то на КРИ вы говорили, что загорелись идеей "Аллодов", пришли к своему боссу – тот ответил что-то вроде "Делай сам свои "Аллоды"". Что вы стали делать после этого момента? Были ли у вас свободные средства, или же вы нашли инвестора или издателя? Сколько человек работало у вас в компании на первых порах? Очень интересен этот момент.
Собственно издателем первых "Аллодов" выступила "Бука", она же и финансировала проект, за что ей большое спасибо. Nival, как компания, по сути и образовалась под этот проект. В самом начале у нас работало шесть человек, за время первого проекта команда выросла до 15 сотрудников.
Рынок/Индустрия
golergka: Какие проекты хорошо идут на российском рынке, какие – не очень? Почему PW так неожиданно удался – правда ли, что дело в том, что мальчики могут носить на руках девочек?
Да, это одна из причин, в игре много фичей для женской аудитории, например, очень продвинутый редактор персонажей. Как говорят корейцы "приведите девушек, парни придут сами". Такой вот "клубный" принцип. Кстати, взяв его за основу, мы и приступили к разработке нашего нового проекта – Prime World.
Куда двигать MMO дальше от WoW-like модели, и стоит ли?
Как я уже говорил, я верю в три новых тренда на рынке: стратегические игры, сессионные игры, социальные игры. На этих трех китах и стоит Prime World. Насколько я прав покажет время. Наш мир постоянен только в своем непостоянстве, так что двигаться вперед всегда стоит.
На что в первую очередь смотрят менеджеры по локализации в "Нивалах", когда подписывают на Россию китайский/корейский проект?
Мы собираем некоторое количество объективных данных по самому проекту, типа количества пользователей на разных территориях, если он уже вышел. Дальше уже начинается чисто субъективная часть или "вкусовщина" :). В него играют наши ребята из evaluation team, если они дают добро, то играю я сам, после чего обсуждаем условия и принимаем решение. Бывают случаи, когда подписываем проект из долгосрочных политических соображений сотрудничества с той или иной компанией, но это редко.
Captain Black: Как вы считаете, будет ли перспективно или вообще возможно для независимых разработчиков через 2-3 года выходить на рынок online-игр? Сформирован ли уже российский рынок online-игр, или на нём ещё могут появиться новые крупные игроки?
Нет ничего невозможного: рынок постоянно развивается, появляются новые жанры, платформы и площадки. История полна примеров, когда даже пара энтузиастов с нуля строила успешный бизнес, и тут ничего не меняется – был бы талант и упорство. Появления новых крупных операторов я не ожидаю, скорее возможен приход иностранных западных или восточных компаний, а небольших отечественных компаний будет очень много, особенно разработчиков. Посмотрите, например, на успех Zinga, и вы поймёте, что возможно всё.
RedElf: Будет ли какой-нибудь полностью новый, полностью отечественный и ориентированный на отечественного игрока качественный проект? Скажем, как далёкий "Шторм" "Мадии" и его продолжение. Не красивый "мод" на удачном западном движке, а что-нибудь законченное и самодостаточное и при этом не похожее на более 9000 проектов.
Намек понятен :) Дело в том, что когда мы делали "Аллоды Онлайн", в России вообще не было опыта создания крупных онлайн-игр. Поэтому мы сознательно придерживались достаточно консервативного подхода в игровом дизайне, чтобы не наломать дров. Сейчас, получив необходимый опыт оперирования и разработки, мы делаем наш новый проект – социальную стратегию Prime World, некоторые считают, что она даже слишком инновационна и непохожа на всё остальное :)
Дмитрий: Будет ли продолжение серии Ex Machina подразделения Targem? Как скоро?
Пока не планируется.
Александр Бурмистров: Планируете ли локализовать игры для нашего рынка? Честно, 1С ещё те халтурщики.
Мы занимаемся локализацией, но только онлайн-игр, которые сами же и выпускаем. Многим, например, нравится качество локализации "Драконики".
Востребована ли профессия разработчика игр (под термином понимать все градации специалистов) в России? Есть ли какие-то мероприятия для молодых соискателей, испытывает ли индустрии нехватку кадров или напротив переизбыток?
Индустрия испытывает нехватку кадров последние десять лет, и чем дальше, тем больше, так что мы всегда рады квалифицированным специалистам, но реально высоко квалифицированным. Студентов берём очень редко, рекомендуем тренироваться в других компаниях, а потом уже приходить к нам.
Чем в обед занимаются сотрудники Nival? Есть ли у вас стол для настольного тенниса или другой какой-то спортивный инвентарь?
Теннисный стол есть, но почему-то все предпочитают "Доту" :)
Cadillac: Планируете ли вы выпускать версии игр для Mac OS X?
"Аллоды" пока не планируем, а вот Prime World – очень может быть, и не только на Mac OS.
Канобибус: Скажите пожалуйста, планируется ли встраивание Prime World (вашего нового проекта) в новую социальную сеть ZZima.com, или внутри самой игры будет соц. сеть, и есть ли у игроков шансы увидеть проект на площадках, подобных "Вконтакте", "Моему миру" и т.д?
Безусловно, Prime World будет интегрирована в нашу собственную соцсеть ZZima.com. Но проект создается таким образом, чтобы можно было запускать его и на других площадках. Дальше всё зависит от условий. Facebook, например, самая либеральная площадка, а вот Vkontakte – самая закрытая.
Сергей Маковкин: Вы считаете себя кумиром для молодежи России, которая играет в ваши игры?
О этом лучше спросить молодежь :) Стараюсь вести себя ответственно, если вы об этом.
Сейчас у вас есть в разработке какой нибудь грандиозный революционный проект, который все увидят, и он "захавает моск" миллионов, как наркотик? :)
На первое были "Аллоды Онлайн", на второе – Prime World, а вот на десерт будет ещ" один проект, который мы только-только ставим на стапели. У нас даже внутри команды к нему настороженное отношение, потому что он совсем сумасшедший, это даже не игра, а полноценная модель мира в пределах моего текущего его понимания. Посмотрим, как пойдет, но ближайшие год мы будем делать всевозможные прототипы, так что раньше чем через три года анонса не ждите...
Как обстоит дело с вакансиями и набором сотрудников, и планируете ли вы открывать новые офисы в других городах? Интересует Нижний Новгород, а то в далеком Воронеже вы уже есть, а в третьей столице нету.
У Astrum Nival есть офис в Москве и Воронеже, у Nival Network – в Москве и Минске, в Нижнем пока не планируем, скорее планируем европейский и американский, но это дело второй половины 2010 года. Кстати, у нас уже несколько человек из Москвы в Минск уехали жить и работать. Очень приятный для жизни город. Там много вакансий, так что вполне можно и из Нижнего Новгорода перебраться :)
Расскажите, как вы начинали свою карьеру и добились таких успехов. Какие трудности были в начале пути? (Выбор идеи, тематики, риски, технические проблемы реализации, нехватка умов, окупаемость, продажи и т.д.) Интересно узнать, так как данная отрасль ещё очень молода.
Всё было просто, любил игры с детства, поэтому начал их писать, параллельно с учебой в школе и МГУ, а сразу после окончания университета создал компанию. Поначалу основной проблемой было финансирование проектов, очень сложно было убеждать издателей, особенно зарубежных. Да и наша квалификация хоть и была лучшей в России, до мирового уровня не дотягивала, поэтому приходилось многому учиться как в производстве, так и в маркетинге и продажах. Потом мы начали делать проекты самостоятельно, и главной задачей стал поиск правильного баланса между инновационностью и коммерческой успешностью. Тут важно не свалиться ни в одну из крайностей арт-хауса или попсовости.
niffi niffi: Уважаемый, Nival!
Играли в игру "Лето Онлайн", вы закрыли проект. Хотелось бы узнать ответы на следующие вопросы:
1. Планируется ли у вас аналог временного проекта нацеленного на бездумное выкачивание денежных средств? (Ведь именно с игрой ЛО так и получилось, закрыли игру, а вложенные средства игроками не вернули).
2. Может, в будущем вернёте проект ЛО?
3. Возможно ли, нами выкупить у Вас права на запуск на российском рынке игры "Лето Онлайн"?
К сожалению, некоторые проекты не оправдывают ожиданий, и их приходится закрывать. Для нас это тоже болезненно, как морально, так и материально. Кстати, мы вернули игрокам деньги за последний месяц и предупредили о закрытии проекта заранее. Если вы хотите выкупить у нас права на издание этой игры, то мы готовы отдать их даже бесплатно, если ваша компания имеет достаточную репутацию.
В каком-то докладе на КРИ вы говорили что, стоит обращать внимание и идти туда, в те отрасли – где прирост >100% в год. На что, по вашему мнению, сегодня стоит обратить внимание? Я имею в виду не обязательно геймдев.
Из самого очевидного – это социальные сети и игры в них, если хотите что-то на десять лет вперед, то нано-роботы для связи с синапсами.
И последнее... В телепрограмме на Russia.ru "Бизнес секреты о Олегом Тиньковым" (тот что раньше производил пельмени "Дарья" и пиво "Тинькофф") каждую неделю к Олегу приходит предприниматель и рассказывает, как он начинал и вообще о том, чем сейчас занимается. В конце программы Олег говорит гостю что-то вроде "За камерой сидит парень или девушка лет 18-23 из города Иваново, расскажи вот что делать этому парню, как стать успешным, как сделать свой бизнес, какие советы ты можешь дать?"
Что бы вы ответили в конце этой телепередачи, будь вы её героем?
Следуйте своей мечте и созидайте новое! Для этого сначала надо чётко понять, какие потребности ты хочешь удовлетворить, найти эти потребности в себе и, наблюдая за ними, тщательно их декомпозировать. После этого подобрать под эту идею команду, обеспечить финансирование, постоянно держать руку на пульсе рынка, и самое сложное – верить в то, что делаешь, не обращать внимания на скептиков, вычленяя из критики те редкие конструктивные зерна, которые в ней содержатся.
Вопросы в этом интервью задавали читатели "Компьютерры-Онлайн" на нашем форуме. С какими компаниями вы бы хотели пообщаться? Пишите на адрес site@computerra.ru письма с заголовком "интерактивное интервью", и мы постараемся его организовать.