Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Василий Щепетнёв: Распределённый труд

АрхивКолонка Щепетнева
автор : Василий Щепетнев   23.12.2009

Люди Мысли поняли, что а) политикам нельзя давать власть и б) самим власть брать тоже чревато. И создали театр Карабаса, где перед зрителями разыгрывается то, что те привыкли видеть за свои четыре сольдо.

Что нобелевские и другие премии до сих пор присуждают отдельным людям, а не трудовым коллективам, мне кажется пережитком, милой игрой в девятнадцатый век. Всем теперь ясно: серьёзные достижения возможны только при слаженном усилии сотен, а то и тысяч человек. Научную статью редко подпишут трое, чаще – пять, восемь человек, даже если речь идет о скорости передвижения муравья по наклонной плоскости ("Зависимость скорости перемещения Monomorium pharaonis от угла наклона плоскости, структуры поверхности, влажности воздуха и взаиморасположения небесных светил"). Одиночка не может теперь ничего, единственное, что ему остаётся – влиться в корпорацию поприличнее и отдать ей себя целиком, без остатка. Будь это новое лекарство, новый текст-редактор, даже новый драйвер для мышки, авторство чаще всего принадлежит мегамонстру, где есть сотни и тысячи исполнителей, координаторов, специалистов по связям с общественностью – ну, и пара-тройка учёных, способных генерировать идеи. А то и вовсе один. А зачастую – ни одного, идеи покупаются у другой компании1. Возможно ли сейчас, в двадцать первом веке, явление нового – совершенно нового! – гения, наподобие героев научно-фантастических романов девятнадцатого и начала двадцатого века?

А почему, собственно, нет? Требуется переварить огромные объёмы информации? Но есть и системы, позволяющие её обрабатывать самым эффективным способом. Сложность современных технологий? Но разве новое должно быть обязательно очень сложным? К тому же и сложное представлено зачастую набором модулей, работать с которыми под силу отдельно взятому человеку.

И тогда… Тогда открываются перспективы прекрасные и ужасные одновременно.

После распада Советского Союза появились сотни и тысячи романов и фильмов, в которых потерявшие ориентиры спецназовцы, гэбэшники, ветераны различных войн и прочие Рэмбо ищут свое место в мире, преимущественно в криминальном. Мне кажется, это был отчасти и заказ "сверху": подсказать людям действия, к котороым можно приложить силы. Пусть идут торговать наркотиками, открывать подпольные казино, вывозить детей на запчасти, это ничего, не страшно. Куда хуже, если бы они покушались на власть. Лояльный к власти человек с небезупречной (скажем так) репутацией может рассчитывать при жизни на место в парламенте, а по ее окончании – на Ваганьковском кладбище или где ещё пожелает. Нелояльный же… Впрочем, таких, кажется, уже и нет. Вывелись. Составляют статистически мизерную величину.

Но это, повторю, касается Людей Силы.

Гораздо любопытнее, какова судьба была уготовлена Людям Мысли, тем, которые работали во всяких секретных заведениях, изобретая… Даже гадать не стану, чтобы случайно не раскрыть Государственную Тайну. Поди потом, толкуй о праве фантаста на фантазию… Изобретали что-то нужное и – действенное. Если с лейтенантами и полковниками суперспецназов более-менее ясно, то куда деть "умников"? Вероятно, наработки были, но настоящие Люди Мысли не довольствовались чужими наработками, а припасли свои. Состав Людей Мысли, понятно, неоднороден. Люди Мысли первого направления ударились в частное предпринимательство или в политику, что в наших палестинах есть особо лакомый вариант частного предпринимательства. Сейчас среди них немало миллионеров, партфункционеров и просто нужных обществу людей.

Люди Мысли второго направления продолжили занятия наукой, малой частью здесь, под родной крышей, но основная популяция в стороне адронного коллайдера. Но и первые, и вторые – явление все-таки обыкновенное. Меня интересуют третьи, о которых я не знаю ничего. Те, что смогли создать нечто, позволившее изменить если не мир, то их место в мире. Способ читать невысказанные мысли (высказанные-то всякий может, да хоть вот прямо сейчас). Возможность предугадать завтра. Навык незримо подчинять волю. Умение проходить сквозь стены, наконец – я имею в виду ментальные стены.

Эти люди третьего направления менее всего желают, чтобы о них знали и даже догадывались. Ведь что погубило Григория Распутина? Самореклама! Будь он, вдобавок к своим феноменальным способностям, ещё и скромным, осторожным человеком, никто бы в России и не знал о его существовании. Ну да, ходит к Александре Федоровне какой-то духовидец, пусть, чем бы царица не тешилась… Глядишь, и обошлось бы без февральской революции и прочих смятений чувств и государств.

Люди Мысли третьего направления поняли, что а) политикам нельзя давать власть и б) самим власть брать тоже чревато. И создали театр Карабаса, где перед зрителями разыгрывается то, что те привыкли видеть за свои четыре сольдо. Платить, правда, приходится больше, но представление того стоит. Как в первоклассном детективе, мы не знаем, кто на самом деле злодей, а кто герой, каждая глава дает пищу для догадок и предположений. Как и положено, то тут, то там автор (или авторы) оставляет знаки для вдумчивого зрителя (читателя), и потому вдумчивый зритель не только не скучает, но и поглядывает на остальную публику свысока.

То, что происходит на сцене, ему уже ясно. Он знает: самое интересное – за кулисами.

Туда мы и пойдём, если выдастся случай.


1. Буквально вчера я прочитал новость: уругвайский любитель Феде Альварес сделал короткометражку "Ataque de Panico", выложил её на Youtube, а Голливуд решил переложить её в блокбастер. Не хочу испортить бизнес, да и не смогу, наверное, но подобная сцена есть в японском анимационном фильме семидесятых годов "Корабль-призрак".[вернуться]

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.