"Чёрная молния": в кино шагом марш! (обновлено)
АрхивИнтерактивОчень редко (даже сложно припомнить хоть один пример) российский кинематограф производит на свет достойные фантастические произведения. А тут - на удивление хороший фильм про нашего первого супергероя.
Я редко хожу на российское кино, тем более - за деньги. В последний раз это была одна двухсерийная фантастическая картина, от второй части которой организм начал самопроизвольно плеваться ядом - до того неумело и паршиво оказался перекроен сюжет отличной книги знаменитых советских фантастов. А об отечественных актёрах, которые, вместо того, чтобы попытаться "жить" на съёмочной площадке, стремятся переиграть друг друга, говорить вообще не хочется.
Впрочем, от предложения сходить на пресс-показ нового фильма "Чёрная молния" я отказываться не стал, в расчёте, что хоть будет над чем поглумиться - ведь картина не простая, а про первого российского супергероя. Что, казалось бы, может быть смешнее и нелепее в стране, в которой лучше всего под это определение подходят Глеб Жеглов и дядя Стёпа? Так вот, для начала скажу, что, хотя следующий абзац будет нести достаточно негативную окраску, это не отменяет того, что перед нами, наверное, первый за долгое время достойный новогодний фильм, который можно и нужно смотреть.
Бэтмэн а-ля Рюс
Перед началом картины на сцену вышел один из режиссёров фильма, Александр Войтинский (который до этого продюссировал группу "Звери", так что "Чёрная молния" является для него режиссёрским дебютом), осмотрел зал и, стоя в позе "не знаю, чего тут говорить", запинаясь, пожаловался на то, что современное кино не учит молодёжь ничему хорошему. "Ну-ну, - подумал я, - давайте посмотрим, что же хорошего сумели напридумывать вы".
В самом деле, неужто можно сделать нормальную постановку из такой бредовой затеи? Оказывается, очень даже можно. Несмотря на то, что с первых минут фильма главный злодей по фамилии Купцов (которого играет Виктор Вержбицкий - куда ж без него в картине, к которой приложил руку Тимур Бекмамбетов? К тому же, внешность у него стандартно-злодейская) и его оборотни в халатах, бурящие гигантским сверлом землю в поисках алмазов, бросаются направо и налево словами вроде "нанокатализатор" и "нанотопливо", вскоре понимаешь, что нечего ждать от сказки про супергероя какой-то научной достоверности - тут фантазия сценаристов может разгуляться по полной. В самом деле, не жалуется же никто на недостоверность истории Супермена.
О чём фильм? О том, что так и не смог внятно объяснить режиссёр. О том, что деньги в этом мире - не главное. О том, что людям нужно помогать, а принцип "каждый за себя" не всегда позволяет жить на широкую ногу - ведь беда может коснуться каждого. И, самое главное, фильм действительно получился каким-то душевным.
Дима Майков, главный герой, которого играет студент ГИТИСа Григорий Добрыгин, в итоге сам никаких сверхспособностей не приобретает, но ему в руки, в подарок от отца, достаётся старая-престарая "Волга" 21-й модели, мотор с нанокатализатором к которой, как оказалось, соорудили из лунного кристалла (да здравствует "Незнайка на Луне" и "Сэйлор Мун") романтично настроенные сотрудники одного НИИ в 70-х годах прошлого века. Летающая машина - это же так круто и, в конце-концов, согласно представлениям футуристов о нашем времени, должна быть у каждого уважающего себя гражданина.
Именно "Волга"-флаер и помогает Диме зарабатывать на скоростной доставке цветов деньги, столь необходимые ему, чтобы завоевать сердце студентки Насти (Екатерина Вилкова), на руку которой претендует друг главного героя, Макс, мажор и кутила. Процесс зарабатывания денег захватывает Диму, и, находясь под влиянием лекции уже упомянутого кинозлодея Купцова, он слишком заботится о своей наживе. Именно из-за этого с его отцом происходит несчастье, которое Дима мог бы предотвратить. Ну а там, как и положено в настоящем кино о супергероях, Дима, испытывающий чувство вины перед папой и человечеством, с помощью летающей "Волги" начинает помогать людям и всячески содействовать делу обуздания преступности. Пресса, естественно, не обделяет таинственного укротителя негодяев вниманием.
Учёные ещё не догадываются, что создали монстра
Ну хватит, весь сюжет картины пересказывать не буду - лучше посмотрите сами. Просто поверьте на слово - это стоит сделать. Жанр рецензии едва ли позволит передать впечатление от фильма, тем более, что последовательное описание постановки будет выглядеть достаточно бредово. Будут тут и старые учёные, разработавшие "Чёрную молнию", не зная, что творят, и полёты над улицами Москвы, и погони, и - самое главное - настроение настоящей сказки, которого не наблюдалось в нашем кино уже очень давно.
Единственным недостатком фильма является жутко назойливый продакт плейсмент в стиле "Ночного дозора", где, помнится, пачку пельменей держали в кадре добрых десять секунд. Тут же на зрителя с самых первых кадров обрушивается массированная бомбардировка всевозможными торговыми марками: от известного банка до популярных макаронных изделий (качество которых, к слову, с моей точки зрения критики не выдерживает). Но на это как раз можно закрыть глаза. Так что марш в кино! Наконец-то у нас появился фильм, который действительно приятно смотреть.
Добавление от Сергея Вильянова: Михаил Карпов разрешил сопровождать его на просмотр, и, честно говоря, по пути к кинотеатру "Октябрь" мы предвкушали увидеть очередную дорогостоящую поделку, создатели которой ставили две задачи: потешить ЧСВ режиссера и попилить государственно-спонсорские деньги. Тем более, что ни от "Дозоров", ни от "Иронии судьбы" Бекмамбетова я не получил вообще никакого удовольствия. Первые кадры, по большому счету, оправдали ожидания, но чем дальше, тем "крепче" становился фильм. В нем не было никакого пафоса, зато присутствовали зимняя Москва, вполне естественные человеческие отношения, расставленные по правильным местам актеры и... здоровый стёб. Именно последний, кажется, и позволил фильму прикрыть свои... ограничения, порадовав не только малотребовательных подростков, но и достаточно взрослых дядь и тёть. Есть ассоциации с "Бэтмэном" - получите героя, сидящего на крыше в характерной позе. Налицо типовая сцена из "супергеройского кино" с юной неопытной девушкой? Давайте обыграем её так, чтобы всё было серьёзно, но в зале смеялись. И как-то всё естественно, гармонично, без кривляний и позёрства. Будто не российский фильм смотришь, честное слово.
Интересно, что съёмки с участием актёров заняли всего 44 дня. По нашим меркам - это просто феноменально. И ведь сняли так, что спешки никакой не чувствуется. Нет, в паре эпизодов заметно, что для экономии времени их сняли подряд, не дав актёрам сменить костюмы. Но это, право же, такая мелочь на фоне вполне добротных декораций и грамотно подобранной натуры... Потом долгие месяцы всё дорисовывали на компьютере, и, хотя вторые "Трансформеры", конечно, выглядят убедительнее, смотреть на экран, мягко говоря, непротивно. Звук, правда, получился какой-то не очень объёмный, но об этом вспоминаешь уже после окончания просмотра. А во время - не до того.
Кстати, с компьютерной графикой случилась забавная накладка. Несколько дней назад компания Hewlett Packard объявила, что всё рисовалось на её оборудовании. Однако на самом пресс-показе мне выдали листовку, где о чем-то похожем заявляет российский холдинг "Т-Платформы", известный нашим читателям по суперкомпьютеру "Ломоносов". В частности, цитируя листовку, "услуги предоставлялись для рендеринга 3D автомобилей "Черная молния" и "Мерседес" Купцова, которые присутствуют почти в 100 планах фильма". Мы тут же обратились к знающим людям за разъяснением. Надеемся, что завтра, в пятницу, мы сможем здесь написать - кто на самом деле помогал родиться отечественному фильму, на который действительно стоит сходить во время зимних каникул.
Разъяснение: Только что мы получили письмо от Екатерины Вялковой, представляющей киностудию Тимура Бекмамбетова "Базелевс" и компанию "БиПиЭл Маркетинг". Цитируем:
"Компания НР внесла большой вклад не только в производство картины (в том числе и в качестве технического Партнера), но и в рекламную кампанию. (Информация о том, что они являются нашим официальным партнером Вы можете получить в том числе на пресс-диске в пресс-материалах Фильма)
На оборудовании "Т-Платформы" производился рендеринг компьютерной графики. Безусловно, их техника участвовала в процессе производства и они предоставили льготные условия аренды своего оборудования студии "ВиЭфИкс", которая явилась основным разработчиком и производителем компьютерной графики Фильма.
Процесс создание Фильма – это не только спец-эффекты. Все наши сотрудники (за исключением актеров, уборщиков и буфетчиков) оснащены техникой "до зубов"
Таким образом, можно сделать следующий вывод: "Компания HP внесла большой вклад в создание и рекламную кампанию фильма, а рендеринг компьютерной графики производился на оборудовании "Т-Платформ".
Хорошо, когда хорошие люди и компании собираются вместе, чтобы делать хорошее кино. Жаль, не всегда получается. И здорово, что получилось на этот раз.