Архивы: по дате | по разделам | по авторам

Голубятня: Срубильник

АрхивГолубятня-Онлайн
автор : Сергей Голубицкий   12.12.2009

У русского бизнесмена нет завтрашнего дня, нет будущего. Он живет только сегодня. Поэтому и врубает невменяемые цены, чтобы поскорее-поскорее сорвать как можно больше и исчезнуть. В небытие.

В начале года я писал об уникальном ощущении времени, присущем восточному в целом и индуистскому в частности мировосприятию ("Голубятня" "Кал"): тамошние люди не ощущают ни прошлого, ни будущего, а лишь настоящее. Слово "Кал" как раз и передает этот смысл, означая в равной мере "завтра" и "вчера".

Подобное чувство времени неминуемо определяет и соответствующее отношение к жизни, оставляя индусов равнодушными ко всему, что выходит за рамки "сегодня". Из этого равнодушия вытекает и особая безмятежность и радость жизни, наслаждение моментом, ощущение счастья здесь и сейчас. Вы не поверите, но наиболее частое совпадение в выражении чувств, какое мне довелось наблюдать в Бхарат, было, "Сергей джи, как же я счастлив, что могу жить здесь и сейчас!" - это Рам, мой друг йогачарья из Лакшма Джухлы. Фразу эту почти дословно повторял Хаари Наик, землевладелец из Гоа, Лалит, учредитель школы гималайской йоги в Мандреме (северный Гоа), Ашиш Нарула, директор Делийского международного аэропорта (герой моей "I do believe in fairies").

К чему все это рассказываю? Собственно, к единственному выводу: укоренённость в настоящем миге и равнодушие к прошлому-будущему создает в душе индуса удивительное ощущение покоя, радости жизни и безмятежности. А теперь, с этим знанием, переметнемся на 5 тысяч километров севернее и взглянем на наше безрадостное больное отечество, всеми проявлениями своей истерзанной коллективной души взывающее к исцелению.

Русский человек, являясь частью азиатской цивилизации (не в меньшей, а, вероятнее всего, и в большей степени, чем европейской), безусловно, обладает схожей гипертрофированной укоренённостью в настоящем. Нам также свойственно безоглядное отношение к прошлому и будущему. Правда, акценты отличные: прошлого мы либо стесняемся, либо презираем его, либо боготворим (причём, исключительно в контексте ностальгии по "сильной руке"), будущее ... А вот тут самое интересное: будущее русский человек просто не видит в упор!

У индуса "Кал" - вчера-завтра - нейтрально, поскольку время дискретно и ничего, по сути своей, кроме настоящего момента не существует. Прошлое-будущее индуистской цивилизации пребывает в благостном безмятежном тумане, его как бы нет.

Зато у русского человека прошлое-будущее окрашено в ярко эмоциональные переживания: прошлое он ненавидит либо обожает, будущего - практически поголовно и без исключений - боится и не любит.

Именно из этой нелюбви к будущему, привитой в огромной мере своеобразной религией, вытекает, на мой скромный взгляд, большая часть наших бед.

"Если нет завтрашнего дня, значит сегодня можно беспредельничать!" - главная аксиома жизнеустройства на одной шестой суши. Причем беспредел этот распространяется как вовне - тотальное поголовное пренебрежение правилами, законами, нормами, обязательствами, так и внутрь - равнодушие к собственному здоровью, нежелание закладывать основы для будущей жизни, социальная пассивность и неучастие в какой-либо форме устройства собственного же будущего.

Подобные кошмары ощущения времени приводят к вопиющим нарушениям равновесия во всех без исключениях формах общественной жизни. Этот небольшой пост отнюдь не претендует на всестороннее изложение феномена (достойного, кстати, научной монографии), посему предлагаю читателю лишь крохотную иллюстрацию вышесказанного. Собственно, именно эта иллюстрация и послужила прямым поводом для написания этого текста.

Долбился я вчера тупо в центр Москвы сквозь многочасовые пробки и от нечего делать слушал радио. То самое, что называют здесь почему-то "Еврейским граммофоном". Ну да не суть, оно мне все равно нравится. Политические экзерсисы периодически прерывались рекламой, которую всегда заглушаю в нуль, и передачами на правах рекламы. Почти всегда почему-то медицинского содержания. Ну - сами знаете: "Дорогие слушатели! Вы даже не догадываетесь, однако же факт - вы смертельно больны, а спасти вас может только наше лекарство (чаще - биодобавка) либо наш прибор".

Вчера я слушал как раз про "прибор". Очередной чудо-прибор какого-то провинциального конверсионного завода. Прибор, эксплуатирующий столь популярную у обывателей идею электромагнитных колебаний (второй "конёк" - вибрационные массажеры).

Представитель завода долго и нудно рассказывал об уникальности родной разработки, о его портативности и панацейной сущности: исцеляет всё - от сифона до гангрены.

Надо сказать, что не только отечественные конверсионные заводы раскусили популярность в народных массах подобных, типа, высокотехнологичных медицинских изделий. Задолго до них производство аналогичной техники усвоили китайские товарищи. Усвоили и завалили весь американский и европейский рынок своими поделками. По цене - от 30 до 99 долларов. Слушал, видел, читал рекламу подобных устройств миллион раз и в Америке, и даже - почему-то - в Турции.

В чем же своеобразие отечественного продукта из вчерашней радио передачи на правах рекламы? "Уникальность", "неповторимость", "бесценность" разработки, которая звучала лейтмотивом в каждом втором слове, мы не рассматриваем, поскольку Россия - это, как известно, родина всего - от слонов до радио и телефона. Что, однако, ввергло в шок, а затем - и вывело на эти размышления, так цена - под 600 долларов!

Ушам своим не поверил! Ринулся проверять в Интернете: таки да! Рунет забит под завязку предложениями совершенно идентичных и аналогичных электромеханических поделок (так и подмывает сказать "вибраторов") от десятка конверсионных заводов на территории пост-СНГ, каждая, разумеется, совершенно уникальна, и каждая же - по совершенно безумной цене от 600 до 900 долларов!

Что же это такое творится? Да ничего особенного! Перед нами - очередное скромное проявление своеобразного мироощущения нашего человека. Мироощущения, в котором напрочь отсутствует завтрашний день! Вибраторы эти - иллюстрация "срубильника" - самой популярной формы ведения бизнеса в СНГ за последние 20 лет. Срубил бабла по-быстрому и слинял. Контору закрыл, либо бандиты раздербанили на части, либо государство ободрало как липку пенями и штрафами (передав, на самом деле, конкурентам ... типа, бескорыстно и в добрые руки). У русского бизнесмена нет завтрашнего дня, нет будущего. Он живёт только сегодня. Поэтому и врубает невменяемые цены, чтобы поскорее-поскорее сорвать как можно больше и исчезнуть. В небытие.

Это китайцы берут объёмом покрытия рынка, снижением себестоимости производства, ценовым демпингом, который вопреки убыткам сегодняшнего дня обещает сверхприбыль завтра, послезавтра, через год-другой, когда конкуренты отвалятся. Русский бизнес ощущает жизнь иначе: врубил невменяемую цену, продал три-четыре хреновины, положил в карман и - в Куршавель! А завтра - хоть трава не расти! Тоже, согласитесь - "КАЛ". Причем в самом прямом смысле (без всяких там санскритских наворотов).

© ООО "Компьютерра-Онлайн", 1997-2025
При цитировании и использовании любых материалов ссылка на "Компьютерру" обязательна.