"Мобильный телохранитель", "Личная безопасность" и прочие тревожные кнопки
АрхивСтатьиМасса различных охранных фирм предлагает пользователям носить "тревожную кнопку" с собой всегда и везде. Есть подобные сервисы и у российских операторов сотовой связи. Поговорим о различных вариантах реализации таких услуг.
На прошлой неделе оператор сотовой связи МТС с помпой объявил о запуске сервиса "Мобильный телохранитель". Работает эта услуга, называемая оператором уникальной, по следующему принципу: при появлении угрозы личной безопасности клиенту достаточно сделать вызов или отправить СМС-сообщение на номер 08911, и для решения проблемы к нему выедет наряд УВО при ГУВД по городу Москве или службы реагирования "Гольфстрим", которая и является главным партнёром МТС в данном проекте.
По заявлению оператора, "Мобильный телохранитель" уже получил признание у экспертов и потребителей. Как же так, спросите вы, ведь услуга только-только введена? Дело в том, что сервис был запущен ещё в 2003 году и даже удостоился премии "Зубр" в 2004. А в июле уходящего года МТС и "Гольфстрим" объявили о временном прекращении подключения "Телохранителя" – якобы для того, чтобы провести "процедуры по усовершенствованию проекта". Теперь же его запустили снова.
Работает "Мобильный телохранитель" в пределах административных границ столицы, а также по адресам строений до 35-го километра Рублево-Успенского шоссе, включая поселок Николина гора. Для определения месторасположения используются данные базовых станций МТС.
При подаче заявки на подключение услуги пользователь может указать до трёх постоянных адресов. Абонентская плата за услугу составляет 30 рублей в сутки.
По условиям договора, служба "Гольфстрим" выезжает на помощь только в случае "наличия у оператора центральной станции мониторинга достаточных оснований полагать, что заказчик находится в радиусе трёх километров от одного из адресов". Если абонент сумел не просто "сбросить вызов" или написать тревожное сообщение, а ещё и указать, где он находится, то бойцы поспешат на место происшествия в любом случае. (Если, конечно, место происшествия находится на указанной выше территории.)
На сайте сервиса приводится перечень ситуаций, в которых "Мобильный телохранитель" может быть особенно полезен. От себя заметим, что подобные сервисы актуальны прежде всего для "домашнего использования": к примеру, если кто-то ломится в квартиру или офис, а вы сидите за металлической дверью и можете не спеша написать сообщение с адресом. (Возникает вопрос: почему бы не установить дома обычную "тревожную кнопку"?)
Если же на пустынной улице к вам внезапно подошла компания хулиганов, то сообщить об этом "куда следует" вы скорее всего не успеете: телефон они изымут в первую очередь. Заготовить же сообщение с точным адресом заранее и пытаться отправить его незаметно от нападающих во время уличного происшествия также нельзя: ведь оно (происшествие) может случиться в абсолютно любом месте. Те же три километра вокруг дома – зона довольно обширная, и не факт, что сотрудники фирмы смогут найти вас на этой территории без указания улицы и прочих ориентиров. (Напомним, что точность позиционирования по базовым станциям не превышает километра, а в Москве из-за загруженности GSM-сетей она будет ещё ниже.) Замкнутый круг?
Как говорится, "есть варианты". МТС почему-то сообщает только об определении месторасположения по БС, но Александр Мусиенко, руководитель департамента новых проектов "Гольфстрима", рассказал нам, что услугой поддерживаются и аппаратные GPS-приемники. (Очевидно, что точность определения координат абонента в этом случае намного выше, что значительно облегчает процесс поиска места происшествия.) В частности, преимуществом этой технологии могут воспользоваться обладатели коммуникаторов под управлением ОС BalckBerry, Windows Mobile и Android. Кроме того, приложение для iPhone уже доступно в AppStore. Однако использование GPS в смартфоне также не является идеальным вариантом: постоянно активный приемник очень быстро разряжает аккумуляторы аппаратов, и в таком режиме большинство из них протягивает в автономном режиме не более трёх часов. Впрочем, по словам г-на Мусиенко, "Гольфстрим" рассматривает возможность дополнения услуги автономными GPS-трекерами.
Существует и ряд других "тревожных" сервисов, предлагаемых различными фирмами в кооперации с операторами. Например, "Билайн" и ООО "Глобальные Поисковые Системы" предоставляют услугу "Личная безопасность", которая работает везде, а не только на территории Москвы, а её возможности несколько шире, чем у "Телохранителя" (и все благодаря применению GPS-трекеров). О них мы поговорили с Феликсом Хачатряном, представителем компании.
.Трекер, представляющий собой карманное устройство с GPS-приемником, слотом для сим-карты (услуги связи пользователям "Личной безопасности" предоставляет именно "Билайн", который на своем сайте почему-то ни разу не упоминает об участии в данном проекте) и GSM/GPRS-модулем, работает в нескольких режимах. Например, возможен контроль с помощью зон: стоит человеку выйти за пределы заранее обозначенной территории, и наблюдатель получит СМС с извещением об этом. Более того, информацию о месторасположении, скорости и направлении движения трекера можно узнать в любой момент на специальном интернет-ресурсе. Обновленные данные загружаются туда каждые 10 секунд.
Естественно, существует и другая модель использования: в память трекера записывается до трех номеров (например, милиция и телефоны близких), на которые в случае нажатия тревожной кнопки отправляется информация о нахождении абонента. Впрочем, г-н Хачатрян согласен, что в экстренных ситуациях добраться до устройства бывает довольно трудно: хулиганы его могут, скажем, попросту выбить из руки. Неудивительно, что трекеры пользуются особой популярностью у родителей (они составляют 60-70% от числа частных клиентов), желающих и обеспечить безопасность ребенка, и просто постоянно следить за его передвижениями: например, если он в разгар учебного дня окажется в районе местного стрипклуба кинотеатра, то… В общем, понятно: нужно принимать срочные меры по воспитанию.
Трекер GSS Micro (MV)
5-10 процентов покупателей снабжают трекерами своих домашних животных (кстати, подобные услуги предоставляются многими компаниями – например, питерским холдингом "Андромеда"). А ещё такие устройства нередко вручаются постояльцам администрацией отелей и гостиниц – чтобы обезопасить туристов от экстренных ситуаций.
80% клиентуры "Глобальных Поисковых Систем" и "Билайна" составляют крупные компании, госструктуры, сервисы такси, службы доставки и так далее. Заметим, что GPS-трекеры действительно пользуются определенной популярностью, скажем, у владельцев грузовых автомобилей: с их помощью всегда можно узнать, где находится груз и рассчитать, когда он доберется до пункта назначения. (Отечественные водители-дальнобойщики – люди своеобразные, они далеко не всегда сразу берут трубку, когда им звонят работодатели. Знаем, пробовали. И поэтому трекеры являются отличным выходом из положения.)
По мнению Константина Мамонова, менежера по маркетингу "Андромеды", полноценное использование GSM-телефонов или персональных GPS-трекеров в качестве надежных охранных устройств затруднено целым рядом факторов. Поэтому центр мониторинга холдинга получает и отрабатывает сигнал "тревога" от носимых тревожных кнопок, когда они используются в рамках охранно-пожарной сигнализации для недвижимости, или же как альтернатива или дополнение к стационарным кнопкам. Что касается предлагаемой "Андромедой" услуги GPS-мониторинга близких людей, то она не предусматривает выезд группы быстрого реагирования при нажатии тревожной кнопки на трекере. Вместо этого доверенные лица получают уведомление с текущим адресом пользователя. Основными клиентами этой услуги являются родители школьников и дети пожилых родителей.
Сегодня существует масса различных охранных фирм, предлагающих пользователям носить "тревожную кнопку" (ну или устройство для слежения) с собой всегда и везде. Свои преимущества есть и у чисто "телефонного" варианта (как у МТС и "Гольфстрима"), который работает с любыми, даже самыми дешёвыми моделями, и у варианта с GPS – он намного функциональнее, но и обходится дороже. Главное, чтобы эти услуги приносили реальную пользу – ведь одна-единственная спасенная жизнь (а их, по словам Александра Мусиенко, немало) однозначно стоит всех усилий, вложенных компаниями в развитие инфраструктуры описанных в этом материале сервисов.