Motorola: возвращение следует?
АрхивСтатьиИногда случается так, что компании, веру в которые потеряли даже самые преданные поклонники их продукции, всё же умудряются выбраться из затяжного кризиса. Примерно так можно охарактеризовать ситуацию с Motorola.
Иногда случается так, что компании, веру в которые потеряли даже самые преданные поклонники их продукции, всё же умудряются выбраться из затяжного кризиса и удивить наблюдателей. Примерно так можно в двух словах охарактеризовать ситуацию с компанией Motorola, о которой мы и хотим поговорить.
Сразу же замечу, что при написании этого материала я вдохновлялся вовсе не смартфоном Motorola Droid, которые многие считают главным и единственным орудием американской компании в борьбе за возвращение на рынок. Нет, этот аппарат, безусловно, хорош (что подтверждают и продажи – до конца года в мире будет реализован миллион экземпляров "Дроида" и его европейской версии под названием Milestone), но куда интереснее оценить действия руководства Motorola, которые наконец-то привели компанию к прибыли и, возможно, в конечном итоге приведут ещё и к возвращению былого величия.
Не секрет, что разработка мобильных телефонов – далеко не единственный вид деятельности Motorola. Компания также выпускает телекоммуникационное оборудование, различные инфраструктурные решения, электронику для корпоративного сектора и так далее и тому подобное. Просто эти продукты известны среднему пользователю (в том числе и мне) намного хуже, чем мобильники – как поется в известной песне о сотрудниках МВД, их работа "и опасна, и трудна, но на первый взгляд как будто не видна".
2007-й год Motorola закончила с убытками. Компанию было решено реорганизовать, создав на её базе два независимых подразделения, управлять которыми было бы легче, чем "монстром", занимающимся всем и вся одновременно. В апреле 2008 года было объявлено о создании подразделений Motorola Mobile Devices (мобильные телефоны) и Motorola Broadband Mobility Solutions (всё остальное, а именно направления Home & Networks Mobility и Enterprise Mobility Solutions). Забегая вперед, замечу, что реорганизация уже успела принести результаты – во втором квартале 2009 года прибыль Motorola достигла 26 миллионов долларов, хотя год назад за аналогичный период компания получила чистый убыток в размере 231 миллиона.
В августе 2008 года исполнительным директором подразделения Mobile Devices был назначен Санджай Джа, пришедший в Motorola из компании Qualcomm. Спустя пару месяцев после назначения г-н Джа заявил о том, что американский производитель сфокусирует усилия на разработке смартфонов под управлением ОС Google Android. Остальные же платформы, а именно Symbian и Windows Mobile, компанию больше не интересуют.
Санджай Джа
Кстати, на выставке Mobile World Congress 2009 был показан коммуникатор Motorola A3100 с операционной системой корпорации Microsoft внутри, однако позже выяснилось, что он будет выпускаться в минимальных количествах, а продавать его будут лишь на нескольких рынках. В Сети то и дело появляются слухи о том, что в будущем Motorola всё же может вернуться к мобильным "окошкам", но только тогда, когда появится седьмая их версия. Что же, случится это явно нескоро, и к тому времени компания вполне может нарастить потенциал для поддержки двух платформ одновременно.
Motorola A3100. "Последний из могикан"
Надо отдать должное новому директору: решение о концентрации на одной-единственной ОС в условиях кризиса (как внутреннего, так и мирового) является единственно правильным. В отличие от Sony Ericsson, которая считает своим долгом создать хоть что-нибудь на базе всех существующих открытых мобильных платформ, Motorola не намерена тратить усилия впустую. А ещё Motorola вплотную сотрудничает с крупнейшим в мире по количеству абонентов оператором China Mobile. В 2010 году он начнет продажи минимум восьми смартфонов американской компании (выполненных в соответствии с концепцией OPhone). Всего же новых смартфонов будет выпущено не менее двадцати – об этом Санджай Джа заявил на презентации Droid.
Скоро Droid/Milestone разойдётся по планете
миллионным тиражом
Кстати, о "Дроиде". Создание такого сильного продукта – это не только хороший шанс заработать денег, но и мощнейшая пиар-акция, так необходимая слегка подзабытому производителю. Свежие новости, так или иначе связанные с этим продуктом, появляются в американских и европейских блогах и на новостных сайтах ежедневно. Люди обсуждают, радуются возвращению компании, планируют купить этот аппарат… Пожалуй, даже продукты Apple не вызывают сегодня такого ажиотажа. Кстати говоря, по состоянию на 20 ноября компания Стива Джобса скатилась с 9 на 22 место в "рейтинге лояльности покупателей" BrandIndex. А вот Motorola оказалась на 20 позиции – впервые за несколько лет ей удалось забраться так высоко!
Причина успеха не только в Droid как таковом, но и в умении компании находить правильных партнёров: оператор Verizon Wireless, продающий смартфон в США, запустил очень сильную рекламную кампанию, которая не только повествует о преимуществах Droid, но и грамотно указывает на недостатки iPhone и конкурирующего оператора AT&T.
А вот самый первый Android-смартфон Motorola – модель Cliq – оказался не столь удачным. По сведениям ряда аналитиков, он продается вовсе не так хорошо, как хотелось бы компании. Пользователям не нравится "социальный" интерфейс MOTOBLUR (кстати, в Droid его нет), неудобная клавиатура и сравнительно маленький экран. Впрочем, по словам представителей оператора T-Mobile, который и занимается распространением смартфона, "он себя проявит в сезон предпраздничных распродаж".
Motorola Cliq
В России Motorola Cliq продаваться не будет – это исконно операторская модель. Зато европейскую версию Droid – Milestone – можно будет купить у нас в первом квартале следующего года. Кроме того, в продаже на российском рынке появится ряд бюджетных моделей Motorola WX-серии, созданных китайской компанией TCL (она же сегодня выпускает аппараты под брендом Alcatel). В этом заключается второй пункт новой стратегии Motorola: компания намерена вплотную заняться недорогими решениями, которые пользуются популярностью в развивающихся странах. Кстати, Фэй Лю (Fei Liu), вице-президент Motorola и руководитель подразделения по ODM-сотрудничеству, раньше работал директором TCL.
Один из тех самых "бюджетников" – Motorola WX180
В сентябре американцы провели в Пекине круглый стол с ODM-производителями, которые, вполне возможно, и займутся сборкой будущих "бюджетников". В мероприятии приняли участие компании Foxlink, Arima Communications, Qisda, Compal Communications, Foxconn International Holdings и Chi Mei Communication. Последние три производителя – давние партнеры "Моторолы".
Не секрет, что несколько месяцев назад телефоны Motorola практически полностью исчезли из российской розницы – и по этой причине россияне раньше остальных успели "похоронить" американскую компанию. (В продаже встречается только дорогущая MOTOAURA; кстати, ещё после анонса этого мегателефона я сделал для себя вывод, что Motorola не растеряла потенциал и рано или поздно сможет выкарабкаться из кризиса.) Однако на тех рынках, где позиции Motorola до сих пор достаточно сильны (США, Южная Корея, Китай и страны Латинской Америки), компания за последний год представила массу небезынтересных продуктов. В качестве примера приведу "корейский" телефон ROKR ZN50.
Сенсорный экран, виджеты... Везёт корейцам!
В общем, дела у Motorola налаживаются. Конечно, едва ли она сможет быстро "захватить в плен" российского потребителя (напомню, что в 2006-2008 годы она контролировала 8,5–21,7% рынка), но… Подождем годик и проведем опрос – "Какой у вас сейчас мобильный телефон?". В Motorola рассчитывают, что в ближайшем будущем её аппараты станут носить в карманах до 10-ти процентов пользователей мобильной связи… Вместо нынешних 5-ти с половиной.