Как Руперт Мёрдок с поисковиками поссорился
АрхивСтатьиГлаве News Corp, стоящей за такими компаниями, как Fox и Disney, Руперту Мёрдоку, в последнее время неймётся: ему не нравится, что поисковики - в особенности Google - крадут у него посетителей, индексируя его сайты.
Давайте начистоту: Интернет изменил всё. Он сделал невозможным зарабатывать деньги многими старыми способами, в то же время открыв множество новых горизонтов. И первыми, к добру или к худу, пострадали музыканты (а точнее - лейблы, так как музыканты-то, согласно недавнему исследованию, наоборот стали получать больше, компенсируя потерю дохода от записей повышением гонораров за концертную деятельность), киношники и "бумажные" СМИ. Не секрет, что именно Сеть "закрыла" многие западные издания - вспомнить, хотя бы, забугорный PC Magazine, переставший существовать в этом году.
Кто-то держался до последнего, как, например, американская газета Rocky Mountain News, издававшаяся в городе Денвер, штат Колорадо (и бывшая, между прочим, старейшей газетой штата, начали выпускать её в 1850 годах). За закрытием этой газеты стоит достаточно интересная история, если вы в ладах с английским, то пройдите по ссылке, почитайте.
Если же нет - вкратце расскажем, в чём она заключается: издревле это издание конкурировало с другой газетой - Denver Post. С приходом цифрового века газета не только не стала активно развивать онлайн, но и до последнего концентрировалась на "бумаге", что привело к плачевным последствиям. В 1999 году, во времена печальных событий в школе "Колумбайн", когда двое подростков расстреляли кучу народа, редакция газеты отказалась публиковать срочные новости на своём сайте, опасаясь, что конкуренты "украдут" их. Когда же руководство Rocky Mountain News ближе к концу 2000-х очухалось, оказалось, что выводить издание в Сеть уже поздно, ибо кто не успел - тот опоздал, после чего, разумеется, газета закрылась.
Руперт Мёрдок
Впрочем, медиамагнаты тоже испытывают не только финансовые затруднения, но и проблемы с пониманием, что же собой представляет современное медиапространство. Вот, к примеру, Руперт Мёрдок, владелец News Corp, которая стоит за безумной кучей газет, теле и кинопроектов, а также ведёт активную интернет-экспансию, уже не первый месяц пытается написать правила для Сети - грубо говоря, лезет в виртуальный мир со своими законами.
В июне этого года представитель Мёрдока обозвал Google "цифровым вампиром", высасывающим соки из газет, и пригрозил, что его компания будет ограждать свои сайты от роботов веб-гиганта. В своём недавнем интервью медиамагнат объяснил свою точку зрения: News Corp не хочет получать свой кусок гугловского пирога, потому, что не видит никакого смысла от того, что заголовок одного из его изданий попадёт путём автоматической индексации в Google News - всё равно в результате на сайт переходят немногие.
Что же делать? Если гугловцы не прекратят "грабить" 78-летнего Мёрдока, тот пригрозил заблокировать их роботов. Или пусть платят ему, за использование его контента. И вообще - распоясались что-то все и пора лавочку закрывать. Обиженный Мёрдок сказал, что сделает доступ к своим сайтам платным - пусть платить будут немногие, зато уж от этого, по его мнению, толку будет существенно больше, нежели от открытых всем ресурсов. И, да, ещё президент Обама никуда не годится (об этом, конечно же, медиамагнат-республиканец умолчать никак не мог).
Спикер Google ответил на это достаточно быстро, заявив, что сетевой поиск и Google News являются отличным способом продвижения контента, который приносит индексируемым сайтам в совокупности 100000 кликов в минуту. По его словам, издатели обычно размещают свои материалы в Сети для того, чтобы их кто-то нашёл, и лишь очень немногие не хотят этого. Впрочем, ничто не мешает дедушке Мёрдоку просто воспользоваться robots.txt - и никто на его вотчину посягать не будет.
Тем временем, согласно мнению аналитиков, тройка поисковиков (Google, Yahoo, Bing) принесла сайту WSJ.com ("Уолл Стрит Джоурнал") 21,9 миллиона просмотров страниц, позволив его владельцу заработать 525000 долларов в октябре (то есть, примерно 6,3 миллиона долларов в год). Однако Мёрдоку всё это неважно, по его словам, в Сети слишком много желающих получить прибыль от рекламы и слишком мало рекламодателей.
- В истории Интернета нам неизвестно ни одного случая, когда поисковики платили бы за право индексировать какой-либо сайт. В мире сложилась такая ситуация, что сайты дают поисковым машинам свой контент для индексации, а получают от поисковых машин трафик (посетителей). Поисковые машины не индексируют "глубокий веб" - сайты, для входа на которые надо иметь логин и пароль, а также сайты - базы данных, в которых ответ формируется только по запросу пользователя.
Кроме того, есть общепринятое техническое средство - любой сайт, который не хочет отдавать свой контент в поиск, может запретить индексацию себя в специальном файле robots.txt. Как правило, владельцы сайтов так не поступают, потому что заинтересованы в увеличении числа пользователей.
Обычно вопрос о праве на контент возникает не в общих поисковиках, а в специализированных сервисах, и там модели могут быть разными. Например, Яндекс.Новости имеют договора почти с тремя тысячами новостных источников, которые бесплатно разрешают использовать их контент. А Яндекс.Маркет агрегирует товарные позиции более чем трёх тысяч магазинов, причем магазины платят за привод к ним клиентов. А в случае Яндекс.Карт мы платим картографическим организациям за право пользования картами.
Чем более востребован контент, тем больше возможностей у его владельца на нём заработать. Что касается конкретного случая, вопрос, настолько ли ценна в глазах пользователей информация изданий Мёрдока, чтобы за это платить, - или 99,99% населения удовольствуются бесплатной информацией, в изобилии имеющейся в Интернете, телевидении и т.д. И получит ли Мёрдок от узкой платной подписки больше бенефитов, чем от массового бесплатного пользования. Видимо, сам Мёрдок в этом тоже не до конца уверен, потому что, выразив общее неудовольствие поведением поисковиков, пообещал решать задачу осторожно (But he added that News Corp papers currently benefited to some extent from the advertising around its freely available internet content so "we will take that slowly").
Всё же, думать, что медимагнат, даже если он совершенно ничего не понимает в Интернете, говорит всё это на полном серьёзе, не стоит. Скорее всего, Руперт Мёрдок хочет, чтобы его информацию купил бы другой поисковик, который хотел бы получить преимущество над Google, каковой, конечно же, платить откажется. И такое, между прочим, вполне возможно, считает известный блоггер и писатель-фантаст Кори Доктороу.
Но всё ли так просто? Возможно, Мёрдок хочет привлечь к себе внимание, чтобы склонить к сделке всю "Большую тройку" и искусно манипулирует общественным сознанием? Ведь известно, что Google, например, платит за материалы Associated Press и за показ телешоу на YouTube. Правда для этого необходима инициатива не одной News Corp. И, всё же, что-то подсказывает, что человеку, которому скоро исполнится 80, вряд ли доступен такой хитрый план и мы имеем дело с банальным недопониманием проблемы. Хотя, кто знает, вдруг Мёрдок всё-таки победит Интернет?..