Стелла Черняк: "Пользователь - это главное"
АрхивИнтерактивНа конференции Microsoft Tech.Ed 2009 директор по продукту Windows в корпоративном сегменте дала небольшое интервью Компьютерре-Онлайн. Основная тема - выход Windows 7 Enterprise.
На европейской конференции Tech.Ed 2009, проходившей с 9 по 13 ноября в Берлине, мне удалось встретиться со Стеллой Черняк, директором по продукту Windows в корпоративном сегменте. Одной из главных задач её группы является продвижение системы Windows 7 Enterprise, которая должна окончательно вытеснить с компьютеров компаний давно устаревшую XP. Стелла рассказала о важной роли Vista, о новой функциональности Windows 7, на которую делает упор Microsoft в разговорах с заказчиками, и об экономической выгоде от её внедрения. Переехав в свое время из России в США, Стелла проработала в Microsoft более 9 лет. Я привожу ее ответы с минимальными изменениями, поэтому не судите строго за, возможно, не слишком изящный русский язык.
Начнём со статистики - ведь Microsoft проводит очень много собственных исследований. Какова рыночная доля Vista в корпоративном сегменте?
Microsoft, конечно, считает статистику, но никогда не публикует цифры по корпоративному сегменту, потому что не является аналитической компанией. Есть Gartner и IDC, на чьи данные мы полагаемся в разговорах с заказчиками. Я не помню самых последних цифр, но у Gartner была такая оценка: на долю Vista приходится 10-12 процентов. У IDC чуть повыше – где-то 15 процентов. Я могу ошибаться в точных значениях, но таков порядок величин, и это разумные данные.
Эти цифры в целом устраивают Microsoft, или ожидания были другими?
Устраивают ли они Microsoft – это не совсем правильный вопрос. Скажем так: c нашей точки зрения эти данные адекватны. И я скажу почему. Любое корпоративное внедрение занимает много времени. В среднем от 12 до 18 месяцев. Большие компании иногда проводят этот процесс за два года или даже за два с половиной, хотя это уже чересчур. Мы не пытаемся ускорить этот процесс, потому что зачастую он зависит не от наших технологий, а от внутренней политики компании, от внутренних бизнес-процессов.
Например, у нас есть клиент – один из крупнейших мировых банков, у него стандартизация образа ОС занимает год. Это не имеет отношения к операционной системе, это имеет отношение только к тому, как этот процесс у них происходит. У банка много ИТ-департаментов по всему миру, и они по очереди тестируют и “подписывают” образ системы. Мы никак не можем влиять на этот процесс, наоборот, мы считаем, что компании должны потратить на внедрение столько времени, сколько необходимо.
Тем не менее, ходят слухи, что рынок принял Vista очень плохо. С вашей точки зрения, в этом есть доля истины?
Скорость внедрения Vista соответствовала скорости внедрения XP. Кажется, Vista даже была немного быстрее. С этой точки зрения, слухи о том, что внедрения Vista не происходило или что оно происходило очень медленно, неверны. Оно проходило так же. По Windows 2000 у нас мало данных, тогда такие исследования рынка не велись.
Теперь про то, что рынок плохо принял Vista. У системы были проблемы, давайте не будем скрывать это. Когда мы выпустили RTM, у Vista были проблемы и с производительностью, и с совместимостью. Но мы эти проблемы частично решили уже к первому сервис-паку. Windows Vista со вторым сервис паком абсолютно нормальна. У нас есть много корпоративных заказчиков, которые её установили и подтверждают это. Но говорить об этом открыто не принято. Первоначальные технические проблемы Vista настолько не помогли общественному мнению, что теперь компании, которые внедряют её, стараются не заявлять об этом.
Будет ли Microsoft подталкивать компании к переходу на Windows 7? Или, если компания не хочет уходить с Vista, то вы не станете форсировать события, так как будете ещё долго её поддерживать?
Конечно, мы будем поддерживать Vista, но у нас философия такая: в первую очередь мы работаем с заказчиками на XP, потому что по ряду причин мы рекомендуем им ускорить тестирование и переход. В частности, из-за приложений. Любой софтверный вендор стремится сократить количество поддерживаемых платформ, поскольку так минимизируются затраты. Windows XP - уже старая ОС, поэтому компании могут столкнуться с ситуацией, когда новые приложения, которые им нужны, просто не заработают в XP.
Есть несколько компаний, которые всё ещё пользуются Windows 2000. Для них это уже катастрофа, потому что переходить надо быстро, а быстро переходить дорого. Всем нашим XP-клиентам, которых подавляющее большинство, мы говорим, что в их интересах уже сейчас начать тестирование и внедрение Windows 7. Когда эти процессы начнут форсировать обстоятельства, переход выйдет гораздо дороже и гораздо больше усилий надо будет приложить.
Что касается пользователей Vista, то для них надобности в спешке нет. Мы рекомендуем таким заказчикам пока просто оценить, есть ли какие-то департаменты или группы пользователей, для которых переход на «семёрку» будет полезен. Например это касается сотрудников, которые очень много путешествуют, потому что у Windows 7 много преимуществ в этом отношении.
Понятно, что Windows 7 быстрее, надёжнее и безопаснее. Но где польза от её внедрения с экономической точки зрения? Где именно кроется отдача от немалых вложений?
Существует стандартная методология оценки совокупной стоимости владения (Total Cost of Ownership) и в ней, грубо говоря, три компонента: "железо" и программы, ИТ-затраты, пользовательские затраты. Первого компонента мы касаться не будем – это непосредственно приобретение компьютеров и программ. ИТ-затраты – это затраты на техническую поддержку одного компьютера, пользовательские – это то, чего стоит компании ваше потерянное время, если у вас проблемы или вам нужно постоянно заниматься настройкой системы.
В США на ИТ-компонент приходится от $300 до $1500 в год. Пользовательский компонент "стоит" примерно столько же. И как выяснили многочисленные исследовательские организации, эти затраты напрямую зависят от того, как качественно и продумано реализована система управления парком компьютеров. У 80-ти процентов компаний с ней всё очень плохо: затраты составляют от $1000 и выше.
Мы провели двухмесячное исследование с тремя организациями, чтобы сравнить стоимость трудовых усилий ИТ-департаментов при работе с Windows 7 и с XP. Мы сравнивали трудозатраты, расходы на электричество, стоимость поддержки и т.п. Первая компания называется Baker Tilly, она занимается финансовыми операциями и базируется в Великобритании. Вторая из Нидерландов, это Getronics, и она занимается аутсорсингом ИТ-услуг. Третья компания – это даже не компания, а администрация города Майами.
Как видите, организации совершенно разные, поэтому и итоговые цифры получились разные, но в среднем экономия составляла 20 процентов от ИТ-компонента в год. В деньгах это $111-191 в зависимости от ситуации. 20 процентов – это очень неплохо, особенно в пересчёте на 1000 компьютеров. Если предположить экономию в $150, то получим $150000 в год. Другой способ воспринимать эту информацию: $150000 в год эквивалентны зарплате хорошего ИТ-специалиста.
Но ИТ-компонент – это только половина дела, есть ещё пользовательские издержки. Тут существует дуализм мнений: некоторые заказчики говорят, что для них высвобождение времени сотрудников не так важно, другие, напротив, борются за это. В тех компаниях, где работают высокооплачиваемые профессионалы: юристы, финансисты, всё сэкономленное время превращается в деньги. Например, в Baker Tilly работают финансисты и трейдеры. В компании посчитали, что сэкономленное благодаря использованию Windows 7 время всех 2200 сотрудников выливается в сумму, составляющую полпроцента годового дохода. Это очень существенно.
Давайте теперь поговорим о новых функциях и "фичах" Windows 7, на которых Microsoft делает упор в разговорах с заказчиками. И давайте поделим этот список на две группы: для конечных корпоративных пользователей и для ИТ-департамента.
Давайте, это очень удобное деление. Сначала расскажу про пользователя. Тут есть несколько вещей. Во-первых, такая базовая вещь, как интерфейс. Среднестатистический пользователь обычно открывает десятки окон на своем компьютере и возможность быстро найти среди них нужное очень существенна. Ведь эти манипуляции требуют времени, которое складывается в секунды, а секунды в минуты и т.д. У Windows 7 очень удобный интерфейс.
Далее - поиск. Поиск был в Vista и был в XP, но в "семёрке" он быстрый и надежный. По крайней мере, в английской версии, я не знаю пока, как у нас работают локализованные версии. Кроме того, появилась функция, которою мы называем федеративный поиск. Она подразумевает возможность искать информацию на внутренних и внешних порталах компании прямо из Windows Explorer. При этом пользователь видит результаты так, как будто он нашёл их на своем локальном жёстком диске. Ему больше не нужно прыгать с одного портала на другой, каждый раз вводить новый URL, искать строку поиска и т.д. Это чрезвычайно удобно и если вы спросите меня, какая моя любимая "фича" в Windows 7, то вот она. Кроме того, ИТ-служба может создать так называемый "коннектор" на корпоративные порталы, и они станут частью пользовательского интерфейса.
Появилась поддержка Mobile Broadband. Многие производители уже отгружают компьютеры со встроенными 3G-модемами, а некоторые пользователи выходят в сеть через сотовый телефон или внешний адаптер. Вся эта функциональность поддерживается и в Vista, и в XP, но там пользователю нужно совершать какие-то манипуляции, в частности ставить драйвера. В "семёрке" же появился "настоящий" Plug-n-Play.
Это были базовые моменты. Есть ещё две функции, которые требуют сервера и определённых усилий со стороны организации, чтобы их внедрить. Но когда они внедрены, они приносят колоссальную пользу, как пользователю, так и ИТ-службе.
Во-первых, это DirectAccess. Сейчас для связи с внутренними порталами компании нужно использовать VPN. Его подключение занимает несколько минут, требует введения логина и пароля. Это все очень неудобно и отнимает время. Люди, получив, например, письмо со ссылкой на какой-то внутренний документ, норовят отложить его просмотр. В этой ситуации страдает производительность и, кроме того, чем реже компьютер подключается к внутренним ресурсам компании, тем серьёзнее он устаревает с точки зрения патчей, которые распространяет ИТ-служба.
DirectAccess – это такой постоянный VPN. Если у пользователя есть Интернет, то у него по умолчанию будет доступ ко всем внутренним ресурсам. Он всегда внутри корпорации. Не требуется никаких особых подключений, никаких усилий. Усилия нужны только от ИТ-службы, чтобы внедрить эту функцию, но её преимущества, как мне кажется, очевидны.
Ещё одна полезная функция с точки зрения пользователя – это BranchCache. Представим, что у компании есть центральный офис, и есть множество пользователей в региональных офисах. И вот стандартная ситуация: вы сидите в таком региональном офисе и начинаете качать с центрального сервера объёмный документ. Через три часа на работу приходит ваш коллега, и ему тоже нужен этот документ. Он кликнул и сидит, ждёт. А потом пришел ещё один сотрудник с той же самой целью. В результате все по очереди сидят и ждут одного и того же. Это всё очень непроизводительно.
BranchCache – это функциональность, которая позволяет кэшировать контент, после того как первый сотрудник скачал его. Можно кэшировать на сервере, можно в распределённом виде. Очевиден выигрыш во времени для пользователей, а с точки зрения компании, интернет-канал используется более эффективно.
Давайте теперь перейдем к инструментам ИТ-службы. С пользователем у нас был фокус на экономии времени, на поиске информации. Представим теперь, что пользователь нашел всё необходимое и хочет это куда-нибудь записать. Записать и немедленно потерять. Сейчас, к сожалению, теряют всё, начиная от флэшек и заканчивая ноутбуками. Причем ноутбуки – это полбеды. Потерю флэшки можно не замечать неделями. Это большая головная боль для CEO компаний, по крайней мере, на Западе, где высшее руководство может попасть в тюрьму из-за утечки конфиденциальных данных.
С этой точки зрения Windows 7 имеет массу удобств. Например, BitLocker – шифрование жёсткого диска. Оно было ещё в Vista, но в "семёрке" мы его улучшили, дополнили и распространили шифрование на USB-носители. Причем ИТ-служба с помощью групповых политик может в прямом смысле заставить пользователей использовать шифрование.
Другой интересный пример – AppLocker. Идея заключается в создании белых и чёрных списков приложений, которые пользователь может устанавливать. Разрешить всё нельзя, запретить – очень неудобно и дорого. По сути, списки – это очень гибкий набор групповых политик, которые дают пользователю некоторую свободу, но в то же время нужны, чтобы обезопасить его пространство.
Ещё одно средство, которое мы даем ИТ-службам – это язык скриптов PowerShell. Он не новинка, первый раз мы его "отгрузили" с Exchange 2007, но Windows 7 – это первая клиентская ОС, которая идёт с этим языком по умолчанию. Как и любой язык скриптов, PowerShell позволяет ускорить и упростить такие функции как, например, управление групповыми политиками.
Хорошим примером использования PowerShell является Windows Troubleshooting Platform. Это набор модулей для решения стандартных проблем, которые мы хорошо знаем и которые были нами стандартизированы. Например, проблемы с сетевыми подключениями. Когда у пользователя возникает подобная проблема, он, вместо того, чтобы звонить в ИТ-службу, может пойти в Help Center и найти там соответствующий модуль. Кроме того, Windows 7 даёт ИТ-департаментам возможность создать специфические для компании модули, которые будут выглядеть так, как будто они поставлялись с "семёркой".
И в заключение - какую главную цель ставила перед собой Microsoft при разработке Windows 7?
Нашей главной задачей было создание удобной и быстрой системы. Другими словами, целью было добиться исправления того, что у Vista было проблемой. Это не "фичи" и не функции, а именно вот базовые вещи. Это было главным, и это удалось. Мы слышим от пользователей, что нам это удалось. У нас не было грандиозных планов "вскипятить океан", а была задача довести систему до такого состояния, чтобы ею было удобно пользоваться, чтобы она имела ощутимые преимущества перед Vista.
Концептуально мы будем продолжать двигаться в том направлении, где пользователь находится в центре внимания. Потому что пользователь – это главное.